В традиционном обществе храм является одним из ключевых символов культуры. С ним в той или иной степени соотнесены все важнейшие восприятия человеком картины мира. Храм - это всегда некая «священная гора», где проходит мировая ось (Axsis Mundi), «центр Мира», точка соприкосновения Неба и Земли. Дорога, ведущая к центру, - всегда «трудная дорога», а достижение центра равносильно посвящению, инициации. Среди древностей Осетии особое место занимает святилище Реком, еще в конце XIX века внушавшее осетинам священное благоговение. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.
У ученых нет общего мнения о датировке здания дзуара. Самая ранняя версия принадлежит Е. И. Крупнову, относящему постройку к первому тысячелетию до н.э., периоду кобанской культуры. Самая поздняя - В. А. Кузнецову, датировавшему святилище XIV-XV веками.
Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной - «Ивард Реком», на которой находился сложный культовый комплекс, объединявший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников - «Рекомы над», начинавшаяся у селения Бурон. Вступавшие на священную территорию проходили специальный обряд очищения, а присутствие здесь сопровождалось сложной системой запретов - «табу».
О Рекоме существует множество легенд и преданий. Согласно одной, Реком - это одна из слезинок бога, наряду с Мыкалгабыром и Таранджелосом, пролитых им после смерти героя Мартовского эпоса Батрадза. По другой - Реком был создан для людей по замыслу Уастырджи из негниющего дерева. Существует и такая легенда: Реком находился в древние времена в Южной Осетии, откуда прилетел, сперва на возвышенность возле селения Бурон, а затем взлетел на свое нынешнее место.
Замечательный исследователь археологии и этнографии Осетии Е.Г. Пчелина записала легенду, в которой говорится, что Реком подобен некому крылатому змею, которому нет аналогий в сонме богов Осетинского Олимпа. Он прилетает, садится в глубине ущелий и улетает вновь.
Последний раз он «улетел» в марте 1995 года, когда на месте древнейшей осетинской святыни осталась груда пепла. Причины пожара были не ясны. Но для возвращения Рекома было недостаточно молитв и причитаний. Группе молодежи во главе с архитектором-реставратором С. X. Джанаевым необходимо было самим пройти «трудную дорогу», «тропу познания и посвящения». Сложность задачи заключалась и в том, что сакральное знание уже давно утеряло традицию устной трансляции. Ушли в небытие старики, которых можно было бы назвать настоящими дзуарылагами. Руководителю группы пришлось по осколкам собирать знания, разбросанные в книгах, архивах, хранилищах музеев. Необходимо было не только восстановить проект святилища, но и реконструировать ритуальные формы поведения в священной заповедной зоне. Только после этого удалось открыть дверь традиционной культуры осетин, а трехлетний путь восстановления святилища стал для реставраторов своего рода инициацией, проверкой их физических и духовных возможностей.
Помимо духовного опыта, обретенного в процессе работы над реставрацией осетинских святилищ, С. X. Джанаев пришел к своего рода научным открытиям.
Квадратное в плане здание Рекома, окруженное овальной каменной оградой, до конца XIX века всегда было замкнуто. Оно имело в своей основе универсальный архетип - мандалу, известную на Востоке как своего рода модель Вселенной, «карты мира», которая изображается при помощи круга и квадрата. Подтверждением этого было и то, что восемь опорных столбов с драконообразными консолями и птицами, маркирующими три зоны мироздания, соответствуют восьмичастной мандале. Становится понятным, что означал «идеальный нартовский дом», состоявший из восьми граней снаружи и четырех углов внутри - «аст фисынон æмæ цыппар къуымон хæдзар».
Не менее интересной представляется идея связи архитектурной формы здания святилища со скифской генеалогической легендой, согласно которой скифы произошли от связи небесного божества со змееногой богиней. В таком случае ежегодный ритуальный вход в помещение дзуара должен был символизировать священное начало скифской истории. Дзуарылаг был единственным человеком, которому было позволено один раз в год в день праздника Реком войти в помещение святилища и вынести во двор древние реликвии осетин, соответствовавшие, по всей видимости, скифским золотым предметам, - чашу, секиру, плуг и ярмо.
Золотой дракон вернулся в Осетию для С. X. Джанаева и его единомышленников. Осталось, чтобы он вернулся ко всем нам. Вопрос о культовом комплексе заповедника «Ивард Реком» ждет своей научной реконструкции и подтверждает актуальность исследования религиозных представлений осетин.
Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007