.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Золотой дождь или возвращение Рекома
Золотой дождь или возвращение РекомаВ традиционном обществе храм является одним из ключевых символов культуры. С ним в той или иной степени соотнесены все важнейшие восприятия человеком картины мира. Храм - это всегда некая «священная гора», где проходит мировая ось (Axsis Mundi), «центр Мира», точка соприкоснове­ния Неба и Земли. Дорога, ведущая к центру, - всегда «трудная дорога», а достижение центра равносильно посвящению, инициации. Среди древностей Осетии особое место занимает святили­ще Реком, еще в конце XIX века внушавшее осетинам священ­ное благоговение. Расположенное в глубине Цейского ущелья, на высоте 1946 метров над уровнем моря, оно уникально тем, что построено не из традиционного для горной Осетии камня, а из дерева.

У ученых нет общего мнения о датировке здания дзуара. Самая ранняя версия принадлежит Е. И. Крупнову, относя­щему постройку к первому тысячелетию до н.э., периоду кобанской культуры. Самая поздняя - В. А. Кузнецову, датиро­вавшему святилище XIV-XV веками.

Во времена глубокой древности вся территория Цейского ущелья считалась заповедной зоной - «Ивард Реком», на ко­торой находился сложный культовый комплекс, объединяв­ший более десятка святилищ и мест молений. К центральному храму шла тропа паломников - «Рекомы над», начинавшаяся у селения Бурон. Вступавшие на священную территорию про­ходили специальный обряд очищения, а присутствие здесь со­провождалось сложной системой запретов - «табу».

О Рекоме существует множество легенд и преданий. Со­гласно одной, Реком - это одна из слезинок бога, наряду с Мыкалгабыром и Таранджелосом, пролитых им после смер­ти героя Мартовского эпоса Батрадза. По другой - Реком был создан для людей по замыслу Уастырджи из негниющего де­рева. Существует и такая легенда: Реком находился в древние времена в Южной Осетии, откуда прилетел, сперва на возвы­шенность возле селения Бурон, а затем взлетел на свое ны­нешнее место.

Замечательный исследователь археологии и этнографии Осетии Е.Г. Пчелина записала легенду, в которой говорится, что Реком подобен некому крылатому змею, которому нет ана­логий в сонме богов Осетинского Олимпа. Он прилетает, са­дится в глубине ущелий и улетает вновь.

Последний раз он «улетел» в марте 1995 года, когда на ме­сте древнейшей осетинской святыни осталась груда пепла. Причины пожара были не ясны. Но для возвращения Рекома было недостаточно молитв и причитаний. Группе молодежи во главе с архитектором-реставратором С. X. Джанаевым необходимо было самим пройти «трудную дорогу», «тропу познания и посвящения». Сложность задачи заключалась и в том, что сакральное знание уже давно утеряло традицию устной трансляции. Ушли в небытие старики, которых мож­но было бы назвать настоящими дзуарылагами. Руководите­лю группы пришлось по осколкам собирать знания, разбро­санные в книгах, архивах, хранилищах музеев. Необходимо было не только восстановить проект святилища, но и ре­конструировать ритуальные формы поведения в священной заповедной зоне. Только после этого удалось открыть дверь традиционной культуры осетин, а трехлетний путь восста­новления святилища стал для реставраторов своего рода инициацией, проверкой их физических и духовных возмож­ностей.

Помимо духовного опыта, обретенного в процессе работы над реставрацией осетинских святилищ, С. X. Джанаев пришел к своего рода научным открытиям.

Квадратное в плане здание Рекома, окруженное овальной каменной оградой, до конца XIX века всегда было замкнуто. Оно имело в своей основе универсальный архетип - мандалу, известную на Востоке как своего рода модель Вселенной, «кар­ты мира», которая изображается при помощи круга и квадрата. Подтверждением этого было и то, что восемь опорных столбов с драконообразными консолями и птицами, маркирующими три зоны мироздания, соответствуют восьмичастной мандале. Становится понятным, что означал «идеальный нартовский дом», состоявший из восьми граней снаружи и четырех углов внутри - «аст фисынон æмæ цыппар къуымон хæдзар».

Не менее интересной представляется идея связи архитек­турной формы здания святилища со скифской генеалогиче­ской легендой, согласно которой скифы произошли от связи небесного божества со змееногой богиней. В таком случае еже­годный ритуальный вход в помещение дзуара должен был сим­волизировать священное начало скифской истории. Дзуарылаг был единственным человеком, которому было позволено один раз в год в день праздника Реком войти в помещение святили­ща и вынести во двор древние реликвии осетин, соответство­вавшие, по всей видимости, скифским золотым предметам, - чашу, секиру, плуг и ярмо.

Золотой дракон вернулся в Осетию для С. X. Джанаева и его единомышленников. Осталось, чтобы он вернулся ко всем нам. Вопрос о культовом комплексе заповедника «Ивард Реком» ждет своей научной реконструкции и подтверждает актуаль­ность исследования религиозных представлений осетин.

Источник: Газданова В.С.Золотой дождь. Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ, 2007
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама