.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Об Урызмаге и последней его добыче
Об Урызмаге и последней его добычеКогда снежнобородый Урызмаг пришел в глубокую дряхлость и перестал участвовать в наездах нартовских, то он только тем развлекал себя, что выходил на нартовский ныхас и целый день слушал рассказы и смотрел, как стреляет нартовская молодежь. Урызмаг под старость стал посмешищем нартов, молодежь стала плевать на него и обтирать об него грязь своих стрел. Наскучили Урызмагу насмешки нартов. С досадой приходит он к своей жене Сатане и говорит ей:
— Я был главой нартов, водил их во все наезды, а теперь я состарился и одряхлел. В наездах с нартами я не участвую, сижу по целым дням в ныхасе, и нарты надо мной смеются. Желал бы я видеть свою смерть, но бог мне ее не дает.

— Да что ты так сильно горюешь и досадуешь, — сказала Сатана, — ведь есть же поговорка: и камень стареет, и дерево стареет. Ты в свое время жил между нартами мужем, а теперь дошел до старости. Что тебе горевать и тужить, что ты живешь так много, наш старый муж, — сказала Сатана.
Тогда Урызмаг отвечал:
— Такая жизнь среди нартов для меня будет невыносимой, а если смерть моя еще будет далека, то, чтобы не подвергаться ежедневно насмешкам нартов, я готов, прежде чем настанет час смерти, утопить себя в море и там закончить свои последние старые дни!

И вот, таким образом, Урызмаг приказал зарезать своего коня, сделать из кожи бурдюк, зашить его в бурдюк и забросить в море. Засадили Урызмага в бурдюк, зашили бурдюк и забросили в море. Понесло море бурдюк далеко и принесло его прямо к рыбакам Кафтысар Хуандон-алдара. Рыбаки, увидев бурдюк, вынесли его на берег, разрезали, достали из него старого Урызмага и говорят себе: «Пригодится и этот старый муж для нашего алдара быть пастухом его больших табунов!». Привели Урызмага рыбаки к своему алдару, и он сделал его пастухом своих табунов. Долго ходил Урызмаг за табуном, долго, и приходил по утрам к алдару — желать ему доброго утра. Но гордый алдар не только не отвечал на приветствие Урызмага, но и не хотел даже смотреть на него прямо.

Досадовал Урызмаг на невнимание алдара, и, не переставая тужить, он однажды вынул из ножен свой меч и говорит:
— Я жил между нартами первым мужем и дожил до такой глубокой старости, что Кафтысар Хуандон-алдар не обращает на меня внимания. Разве он не знает, что я Урызмаг нартовский, я не прощу ему такую его невнимательность ко мне. Да съедят отец мой и мать моя ослиц и собак, если я не снесу ему вот этим моим ядовитым мечом голову, чтобы она с плеч скатилась на землю, — и с этими словами пошел пасти табун.

Угрозу эту передали рабы Кафтысар Хуандон-алдару, который пришел в большое смятение и говорил:
— Да, я сомневался и подозревал, что он не какой-нибудь простой старик, а похож на нарта, значит, погиб и я, погибло и большое мое владение, и весь народ!

Пришел опять Урызмаг утром к алдару с пожеланием ему доброго утра. Увидев его, алдар, поднявшись со своего кресла, посадил Урызмага на свое место и начал обходиться с ним ласково и вежливо. Но Урызмаг, недовольный невниманием алдара, сказал ему:
Я не какой-нибудь простой старик, а нартовский Урызмаг; если я попался к тебе пасти твои табуны, то я не беден и могу уплатить из своего имущества откупную за себя, а плату у меня есть чем заплатить. Да и нарты сумеют уплатить тебе за меня всем добром, — сказал Урызмаг, — если я возвращусь к ним.

Только Урызмаг сказал эти слова, как Кафтысар Хуандон-алдар послал к нартам двух своих приближенных всадников, одного — уздена, а другого — простого черного человека, которым велел Урызмаг передать его жене Сатане прислать сто по сто однорогих в уплату за него алдару, сто по сто — двурогих, сто по сто — трехрогих и сто по сто — четырехрогих и чтобы проводниками были у них белый и черный быки. И если белый бык будет ослушиваться и не захочет быть проводником, то чтобы нарты сняли с него голову и навесили на черного быка; после чего черный бык, боясь и опасаясь за себя, сделается проводником откупной платы. Посланные Кафтысар Хуандон-алдаром отправились к нартам, не зная и не понимая смысла слов; передали сказанное Урызмагом Сатане.

Проницательная Сатана поняла, в чем дело. Она собрала нартов и сказала им, что однорогие означают имеющие только одни ружья, двурогие — ружья и пистолеты, трехрогие — ружья, кинжалы и пистолеты, а четырехрогие — имеющие полное вооружение. Нарты начали готовить свои силы и свое вооружение. Когда посланные алдара увидели выступившую огромную силу нартов и направляющуюся во владения их алдара, то узден отказался быть проводником, тогда у него нарты сняли голову, навесили ее на голову простого — черного человека, который, боясь, чтобы и с него нарты не сняли голову, стал проводником нартов, пошел впереди них и привел их прямо во владение Кафтысар Хуандон-алдара. Таким образом, напали нарты на владения алдара, взяли его самого в плен и забрали весь его народ. Вот такова была последняя добыча снежнобородого Урызмага нартам.





Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама