.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Об Урызмаге и последней его добыче
Об Урызмаге и последней его добычеКогда снежнобородый Урызмаг пришел в глубокую дряхлость и перестал участвовать в наездах нартовских, то он только тем развлекал себя, что выходил на нартовский ныхас и целый день слушал рассказы и смотрел, как стреляет нартовская молодежь. Урызмаг под старость стал посмешищем нартов, молодежь стала плевать на него и обтирать об него грязь своих стрел. Наскучили Урызмагу насмешки нартов. С досадой приходит он к своей жене Сатане и говорит ей:
— Я был главой нартов, водил их во все наезды, а теперь я состарился и одряхлел. В наездах с нартами я не участвую, сижу по целым дням в ныхасе, и нарты надо мной смеются. Желал бы я видеть свою смерть, но бог мне ее не дает.

— Да что ты так сильно горюешь и досадуешь, — сказала Сатана, — ведь есть же поговорка: и камень стареет, и дерево стареет. Ты в свое время жил между нартами мужем, а теперь дошел до старости. Что тебе горевать и тужить, что ты живешь так много, наш старый муж, — сказала Сатана.
Тогда Урызмаг отвечал:
— Такая жизнь среди нартов для меня будет невыносимой, а если смерть моя еще будет далека, то, чтобы не подвергаться ежедневно насмешкам нартов, я готов, прежде чем настанет час смерти, утопить себя в море и там закончить свои последние старые дни!

И вот, таким образом, Урызмаг приказал зарезать своего коня, сделать из кожи бурдюк, зашить его в бурдюк и забросить в море. Засадили Урызмага в бурдюк, зашили бурдюк и забросили в море. Понесло море бурдюк далеко и принесло его прямо к рыбакам Кафтысар Хуандон-алдара. Рыбаки, увидев бурдюк, вынесли его на берег, разрезали, достали из него старого Урызмага и говорят себе: «Пригодится и этот старый муж для нашего алдара быть пастухом его больших табунов!». Привели Урызмага рыбаки к своему алдару, и он сделал его пастухом своих табунов. Долго ходил Урызмаг за табуном, долго, и приходил по утрам к алдару — желать ему доброго утра. Но гордый алдар не только не отвечал на приветствие Урызмага, но и не хотел даже смотреть на него прямо.

Досадовал Урызмаг на невнимание алдара, и, не переставая тужить, он однажды вынул из ножен свой меч и говорит:
— Я жил между нартами первым мужем и дожил до такой глубокой старости, что Кафтысар Хуандон-алдар не обращает на меня внимания. Разве он не знает, что я Урызмаг нартовский, я не прощу ему такую его невнимательность ко мне. Да съедят отец мой и мать моя ослиц и собак, если я не снесу ему вот этим моим ядовитым мечом голову, чтобы она с плеч скатилась на землю, — и с этими словами пошел пасти табун.

Угрозу эту передали рабы Кафтысар Хуандон-алдару, который пришел в большое смятение и говорил:
— Да, я сомневался и подозревал, что он не какой-нибудь простой старик, а похож на нарта, значит, погиб и я, погибло и большое мое владение, и весь народ!

Пришел опять Урызмаг утром к алдару с пожеланием ему доброго утра. Увидев его, алдар, поднявшись со своего кресла, посадил Урызмага на свое место и начал обходиться с ним ласково и вежливо. Но Урызмаг, недовольный невниманием алдара, сказал ему:
Я не какой-нибудь простой старик, а нартовский Урызмаг; если я попался к тебе пасти твои табуны, то я не беден и могу уплатить из своего имущества откупную за себя, а плату у меня есть чем заплатить. Да и нарты сумеют уплатить тебе за меня всем добром, — сказал Урызмаг, — если я возвращусь к ним.

Только Урызмаг сказал эти слова, как Кафтысар Хуандон-алдар послал к нартам двух своих приближенных всадников, одного — уздена, а другого — простого черного человека, которым велел Урызмаг передать его жене Сатане прислать сто по сто однорогих в уплату за него алдару, сто по сто — двурогих, сто по сто — трехрогих и сто по сто — четырехрогих и чтобы проводниками были у них белый и черный быки. И если белый бык будет ослушиваться и не захочет быть проводником, то чтобы нарты сняли с него голову и навесили на черного быка; после чего черный бык, боясь и опасаясь за себя, сделается проводником откупной платы. Посланные Кафтысар Хуандон-алдаром отправились к нартам, не зная и не понимая смысла слов; передали сказанное Урызмагом Сатане.

Проницательная Сатана поняла, в чем дело. Она собрала нартов и сказала им, что однорогие означают имеющие только одни ружья, двурогие — ружья и пистолеты, трехрогие — ружья, кинжалы и пистолеты, а четырехрогие — имеющие полное вооружение. Нарты начали готовить свои силы и свое вооружение. Когда посланные алдара увидели выступившую огромную силу нартов и направляющуюся во владения их алдара, то узден отказался быть проводником, тогда у него нарты сняли голову, навесили ее на голову простого — черного человека, который, боясь, чтобы и с него нарты не сняли голову, стал проводником нартов, пошел впереди них и привел их прямо во владение Кафтысар Хуандон-алдара. Таким образом, напали нарты на владения алдара, взяли его самого в плен и забрали весь его народ. Вот такова была последняя добыча снежнобородого Урызмага нартам.





Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама
где купить Купель для крещения