.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


К вопросу циклообразования в осетинском нартовском эпосе
Ханаева З.К.

К вопросу циклообразования в осетинском нартовском эпосеРазличные народные эпосы в своем развитии проходят несколько разновременных стадий: от отдельной песни, созданной непосредственно по следам исторического события до цельной, органической эпопеи. Вопрос жанровой эволюции героического эпоса впервые был поднят в гомеровской критике Ф.Вольфом, затем перенесен К.Лахманом на германский эпос. К старофранцузскому эпосу взгляды К.Лахмана применили Гастон Парис и Леон Готье. Это, так называемая, "теория кантилен" или теория Вольфа - Лахмана: эпопея возникает из отдельных кантилен, нанизанных друг на друга как главы одного повествования; из редакционного свода безымянных песен. Андреас Хойслер, крупнейший представитель теории эпоса в Германии начала XX века, на материале германского эпоса, показал, что большие эпопеи возникают за счет разбухания одного и того же сюжета. По наблюдению А.Хойслера, сюжетные рамки сохраняются, но меняется стилистическое качество эпического сюжета» Причину этого А.Хойслер видит в переходе от устной традиции к письменной, во влиянии литературных образцов. А.Н.Веселовский, признавая теорию кантилен, не принимает теорию сводов. Он говорит о спевах, и, в отличие от своих предшественников, не отрицает их фольклорного происхождения.

Итак, по Веселовскому, мы имеем сначала отдельные песни /лирико-эпические кантилены/, вызванные событием, которое взволновало народное воображение; далее, события, отразившиеся в кантиленах, отходят в прошлое, переплетаются между собой, о них поют более спокойно, т.е. появляется собственно эпическая песня. На третьем этапе песни об одном герое или родственные тематически объединяются в циклы. И, наконец, четвертый этап, находящийся уже на грани личного творчества, образование цельного эпического свода, создание эпопеи.

Ценные указания для определения цикла находим в книге А.Кирпичникова, посвященной поэмам Ломбардского цикла. Автор намечает главные пункты развития исторического эпоса: крупное событие в жизни человека отражается в песне. Эта песня, современная событию, дышит любовью и ненавистью; ее род-лирика. Проходит время, песня сохраняется в памяти народной, но в ней слышится уже только спокойная гордость за давно умерших героев. Песня становится эпическою. Далее Кирпичников прослеживает развитие эпоса в письменной традиции: именно с началом записи эпических произведений усиливается и стремление к циклизации.

Как видим, в работах ученых, о которых речь шла выше, говорится, в основном, о развитии эпоса- в письменной традиции. Для него действительно характерно стилистическое развитие одного сюжета, "разбухание" /тема "Илиады" - троянская война, "Песня о Роланде" - гибель арьергарда Карла Великого в Ронсевальском ущелье и т.д./. Но эпосы, как известно, бывают не только письменные и развитие эпоса не всегда идет путем "разбухания" сюжета. Для многих эпосов характерно накопление сюжетов вокруг героев, событий; "сюжетное нанизывание".

Пушкин Александр Капитанская дочка

Нас интересует проблема циклизации и ее фазы в устной традиции, а точнее, осетинского нартовского эпоса. Что такое цикл и что понимается под циклом в фольклористике?

В широком значении циклом называют ряд произведений, объединенных хотя бы одним общим признаком. В этом употреблении цикл выступает как синоним понятий "круг", "ряд", "группа" произведений. Цикл как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: произведение, входящее в цикл, может существовать как самостоятельная единица, но вне цикла теряет часть эстетической значимости. Иначе, цикл - это совокупность элементов, их соединение - система. В содержание принципа системности входят представления о целостности объектов, о соотношении целого и частей, о взаимодействии системы со средой, об общих закономерностях функционирования и развития системы.

Цикл как особое образование может быть описан как функционирующая система. Для эпоса цикл - типологическое явление /центростремительность эпического предания - естественный способ сохранения его/, но оно специфично. Поэтому в фольклористике цикл понимается различно: циклом называют группу песен, объединенных вокруг единого центра. Так, былинные богатыри русского эпоса стремятся в стольный Киев, ко двору князя Владимира. Циклом называют также песни одной местности. Например, новгородские былины. Цикл представляют собой и песни об одном герое. Это тип биографической циклизации, стремящийся воссоздать жизненный цикл богатыря. Существует и генеалогическая циклизация, когда к подвигам героя присоединяются подвиги героев-предков и героев-потомков, которые мстят за гибель героя; возникают целые поколения героев родственных друг другу.

Как мы уже отметили, предметом нашего исследования является осетинский нартовский эпос. Под циклом в осетинском эпосе мы понимаем сказания, объединенные вокруг одного героя или группы героев. Циклическая компоновка нартовских сказаний выявлена В.И.Абаевым. В.И.Абаев выделяет четыре центральных цикла: начало нартов /Уархаг и его сыновья/, Урызмаг и Сатана, Сослан, Батраз. Важными для осетинского эпоса являются также циклы Сырдона и Ацамаза. Кроме этих циклов выделяются еще, так называемые малые циклы. Как отмечает В.И.Абаев: "Распределение нартовских сказаний по циклам не представляет больших трудностей. Оно напрашивается само собой. Сказания без всякого насилия легко группируются вокруг нескольких главных героев и событий". Герои эпоса находятся в родственной связи, прослеживается четыре поколения героев, выделяются три нартовских рода, т.е. существует генеалогическая связь. Мы можем сказать, что в нартовском эпосе сливаются два вида циклизации: биографическая и генеалогическая.

В цикле "Начало нартов /Уархаг и его сыновья/" родоначальником нартовской фамилии Ахсартагката является Уархаг. Содержание сказаний цикла Уархага и его сыновей Ахсара и Ахсартага устойчивое: у Уархага рождаются близнецы Ахсар и Ахсартаг - чудесная яблоня нартов - дочери Донбеттыра похищают яблоки - ранение одной из них - подводное царство Донбеттыра - излечение дочери Донбеттыра - свадьба - возвращение на берег - гибель братьев - обман Дзерассой Уастырджи - рождение Урызмага и Хамыца - смерть Дзерассы - появление в склепе Уастырджи - рождение Сатаны. Таков стержень цикла. Мотивы с неизменной последовательностью сменяют друг друга, четко прослеживается структура цикла. Мы можем сказать, что цикл оформился как довольно устойчивая последовательность мотивов. Эпизоды сказания о волшебном зубе Хамыца и установление старшинства между братьями можно отнести к вставным, вторгающимся в ткань повествования. Они могут бытовать отдельно, а в сказании выглядят как отступление, нарушающее логику повествования, но в тоже время они обосновывают будущую роль героев в эпосе: Урызмага как старшего мудрого советчика нартов и донжуанство Хамыца.

В цикле Уархага и сыновей есть и рассказы, повествующие о происхождении нартов, о народах, которые жили до нартов. Они также существуют как отдельно, так и в составе сказаний об Уархаге и его сыновьях. Это явление может рассматриваться как внутрициклическая контаминация. В данном случае она происходит совершенно естественно и логически оправдана: сказания цикла плавно перетекают друг в друга, образуя единое повествование. Поэтому цикл воспринимается как единое сказание. В контексте эпоса этот цикл - предыстория нартов, предание давно прошедших дней. "Тени этой родословной не тревожат "живых" нартов, не вторгаются в их жизнь, оставаясь в своей статике предания". Цикл воспринимается как связующее звено с "историческим" периодом эпоса, с героями эпического настоящего.

Хочется отметить, что мотивы цикла довольно оригинальны. Они почти не встречаются в дальнейшем. Повторяются же и являются продуктивными для сюжетообразования эпоса мотивы, связанные с бытовыми реалиями: походы, пиры, борьба с врагами и т.д.

Другой цикл - "Урызмаг и Сатана" - логическое продолжение предыдущего. Цикл начинается со сказания о женитьбе Урызмага на Сатане, и это же сказание может контаминироваться со сказанием предыдущего цикла о рождении Сатаны. Здесь намечается связь между циклами как явление сюжетообразующего порядка, т.к. сказание, следуя логике повествования, стремится к завершенности, к досказанности и в данном случае мы можем говорить даже о межциклической контаминации.

В цикл Урызмага и Сатаны объединены сказания: женитьба Урызмага на Сатане; Урызмаг отсылает Сатану в родительский дом; Сатана и девица Борагановых; появление пива; Урызмаг и Сатана спасают голодающих нартов; спасают нартовский скот; безымянный сын Урызмага; Урызмаг и одноглазый великан; последний балц Урызмага. Сюжеты, как видим, циклизуются вокруг двух героев. Но, надо отметить, что хотя Урызмагу и Сатане посвящен отдельный цикл, эти эпические герои присутствуют и действуют почти во всех сказаниях эпоса. Другие эпические герои тоже не замыкаются в рамках своих циклов; но если циклы Сослана и Батраза логически завершены, представляют жизненные циклы героев от рождения до гибели, то цикл Урызмага и Сатаны не завершен, не замкнут. Урызмаг и Сатана - олицетворение духа нартовского народа, поэтому они и живут, пока жив народ, и исчезают со всеми нартами. В данном случае речь может идти о разомкнутости цикла Урызмага и Сатаны как о сюжетообразующем явлении в контексте всего эпоса. Вообще нартовский эпос в целом стремится к цикличности, к системности: начало нартов - гибель нартов.

Мы можем говорить и о разомкнутости цикла Сырдона. Сказания этого цикла немногочисленны: может быть, потому, что Сырдон тоже действует во многих сказаниях. Сырдон тесно связан с циклом Сослана и играет в нем важную роль. Это - "злой гений" Сослана. Вражда Сырдона и Сослана, берет начало с самого рождения, и уязвимое место на теле героя появляется "благодаря" Сырдону. Сырдон в цикле Сослана, играет важную роль в формировании повествовательной линии.

Цикл Сослана, представляет собой классическую эпическую биографию героя: чудесное рождение, закалка в волчьем молоке, подвиги, сватовство и женитьба, гибель. Мотивы чудесного рождения и уязвимости выступают здесь как циклообразующие. Они дают толчок всему циклу: вводят героя в жизнь эпоса и обосновывают его смертность.

Чудесное рождение и мотив уязвимости являются циклообразующими и для цикла Батраза. Вся биография Батраза может существовать как единое сказание, осложненное еще и биографией Хамыца. Цикл Батраза подобен генеалогической эпопее: женитьба Хамыца - рождение Батраза из опухоли на спине Хамыца - смерть Хамыца - месть Батраза за смерть отца - богоборчество Батраза - смерть, т.е. цикл Батраза прослеживает жизненный путь двух поколений нартовских богатырей.

В циклах Урызмага и Сатаны, Сослана, Батраза встречается множество продуктивных сюжетообразующих мотивов. Это "актуальные" мотивы, часто используемые в сказаниях эпоса. Например, мотив игр, осада крепости являются доминантными в сказаниях. Мотивы пира, охоты, увечья выступают как экспозиционные, как мотивы-ситуации, из которых развиваются дальнейшие события, причем, имеется возможность выбора. Любой эпический сюжет - результат "выбора" из определенных возможностей. А возможности предоставляются определенным числом мотивов.

Эпический цикл - динамичная система, знающая периоды становления, расцвета и спада. Изучение мотивов, сюжетных линий позволяет представить механизмы сюжетообразования и связанного в значительной степени с ним циклообразования и обусловленность функционирования циклов фольклорной традицией законами развития жанра.

ЛИТЕРАТУРА
1. Коккъяра Дж. История фольклористики в Европе. М., 1960. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.-Л., 1962.

2. Хойслер А. Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах. М., 1960.

3. Веселовский А.Н. Из лекций по истории эпоса. - В сб.: Типология народного эпоса. М., 1975; Энциклопедический словарь Броггауза и Эфрона т.80, Спб., 1904. - Эпос. А.Веселовский, В.Шишмарев.

4. Кирпичников А. Опыт сравнительного изучения западного и русского эпоса. Поэмы Ломбардского цикла. М., 1873, с. 154, 155.


5. Жирмунский В.М. Народный героический эпос.



Простые кулинарные рецепты для начинающих.

Не хочешь работать на чужого дядю? займись сельским хозяйством, фермер имеет много преимуществ, независимость от государства, качественые продукты.

Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама