А.Х. Бязыров

Существует особая группа слов, каждое из которых служит названием местности (включая в себя вместе с тем и понятие единичности) и наименованием племени или народа (включая к тому же и понятие множественности) и тогда это слово ставит глаголы и местоимения в формы множественного числа, напр., ир цӕрынц Кавказы астӕу, уыдон цӕрынц... (осетины живут в центре Кавказа, они живут...). Этот тип слов, обозначающих и местность (топонимы) и ее население (и тогда они этнонимы), можно было бы назвать здесь за двоякую роль «топоэтнонимами». О таком типе слов писал В.Ф. Миллер следующее: «Употребляют слово «ир» в собирательном смысле, как, напр., слова «Русь», «Мордва» и т.п., так что слово «ир» значит и «Осетия» и «осетины». Сюда относятся и некоторые названия бывших «горских обществ», напр., куырдтат (Куртатия, куртатинцы) в ущелье Фиагдона, Къуы-дар (Кударо, кударцы) - в ущелье р.Пацадон (Южная Осетия).
1. ЭТНИЧЕСКОЕ НАЗВАНИЕ ЛИЦА
В отличие от этнического названия племени или народа название одного лица по этнической или территориальной принадлежности образуется прибавлением к первичному этнониму или топониму суффикса -он или - аг и обозначает одного представителя данного племени или жителя данной местности, напр., ир + он = ирон (один осетин, осетинский), уырыс + аг = уырыссаг (русич, русский). Название села Мызур + он = мызурон (мизурец, мизурский), Элхотт + аг = элхоттаг (элхотовец, элхотский). Сравн., название горы хох + аг = хохаг (горец, горский), хох + он = хӕххон (горец, горный). Если этноним или топоним исходит на гласный звук, то слогоот- делитель «й полугласный» появляется между ним и суф. - он или - аг, напр., Мӕскуы + й + аг = мӕскуыйаг (москвич), ассы + й + аг = ассыйаг = ассиаг (балкарец, балкарский). Если же этноним оканчивается на сонорный (л, м, н, р), то слого-отделитель «й» стоит перед этим сонорным (а не перед суффиксом), напр., Уӕлладжыр + й + он = уӕлладжыйрон (аллагирец). Сравн. зуймон (зимний) из зум + й + он = зуймон; мангол + й + аг = мангойлаг(монголец, монгольский). Этнические имена одного лица склоняются и по падежам и числам, как имена существительные или прилагательные.
При склонении этнического имени лица во множественном числе звук «н» выпадает перед долгим (удвоенным) суффиксом «тт» - напр., кӕсгон - кӕсгонт - кӕсгӕттӕ (кабардинцы), хадон - хадонтӕ - хадӕттӕ (хадцы).
К первичному этнониму нельзя присоединять суффикс множественности – тӕ, сперва надо составить из него этническое название одного лица, а потом уже их этого личного этнонима составлять формы множественного числа, напр., нельзя говорить турктӕ, а сперва нужно составить туркаг (турок), а потом из него составить туркӕггӕ (турки).
2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ - он и -аг
Возникает вопрос: в каких случаях используется тот или иной суффикс? В ответ можно привести следующее загадочное явление: суффикс - он встречается преимущественно в названиях высокогорной зоны, а суффикс - аг бывает в названиях других местностей или в вошедших в язык позднее.
мӕхъӕлон (ингуш) - верховья р.Аргун
хадон (мтиулец) - верх. р.Арагви (Хады-дон)
ирон (осетин) - верх. р.Ардон
дигорон (дигорец) - верх. р.Урух
кӕсгон (кабардинец) - предгорья
рацъон (рачинец) - верх. р.Риони
нарон (нарец) - село в верх. р.Ардон
нӕртон (нартовец) - в горах, древний этноним
аллон (алан) - в фольклоре, древний этноним
куырдтатон (куртатинец) - верх. р.Фиагдон
хатиаг (китанец, хатинец) - а восточн. Азии, древний
гумаг, гуымаг (кумский) - в степях Сев. Кавказа
мангойлаг (монголец) - в Центр. Азии, новый
элхоттаг (элхотовец) - село на плоскости
Как известно, суффикс - он генетически связан с иранским, персидским суффиксом - ана, напр., древнеперсидское название Ариана дает в осетинском аллон, а суффикс -аг со скифским - ак, напр., в именах Фарнакос (фарн + ак), Ардаракос (ардар + ак), Стуракос (стыр + ак).
Возможно все это результат исторических передвижений скифских племен и персидских орд Ахемзнхидов к Сасанидов на Кавказе до н.э. и после; возможно это - отражение диалектных различий языка наших предков. Но почему и как?
Лингвист Т В Козырева отметила это явление как «необычайное употребление суффикса - он: ходон чызг (вместо обычного ходаг чызг): Иу лӕг амард. Кӕцон уыд? - зджыдон (вместо зджыдаг). Несомненно одно: оба суффикса - он и - аг не являются заимствованными, а искони присущи осетинскому языку, так как кроме имен этнической и территориальной принадлежности суффикс - он образует и прилагательные принадлежности (колхозон, колхозный) и женские фамилии Кодзырон, Абиан (Кодзырева, Абаева), и древние отчества, превратившиеся а личные имена - Алгузон, Алзегон (сравн., Савелич у Пушкина, Ионыч у Чехова) и др.
Наблюдается также переход некоторых этнонимов с - он на суффикс - аг, напр., ассон, туалон, къуыдарон теперь чаще говорят ассиаг, туаллаг, къуыдайраг (ас, туалец, кударец).
3. РОДОПЛЕМЕННЫЕ ЭТНОНИМЫ НА - атӕ, -тӕ
Народные предания часто говорят о происхождении родов и племен от одного первопредка. Семья перерастает в род, фамилию, а те в свою очередь - в племя. Известно, что древние письменные памятники Причерноморья донесли до нас названия племен и родов с греческим окончанием - ои напр., Абаскои (абхазцы), Синдои (синды), и со скифским формантом в греческой передаче - атаи, - итаи, - отаи. Например, фраза Евстафия «название народа Неорон или Неуритаи» тоже говорит о близости значении формантов- он и -атаи.
Паралатаи - скифское племя
Асиотаи - скифское племя асы
Тореатаи - скифское племя
Керкетаи - черкесы (сравн. Царциатӕ)
Сакатаи - скифское племя саки (сравн. Саггатӕ)
Сауроматаи - древний народ саврсматы.
Скифские форманты - атаи, - итаи имеют генетические связи с известными показателями в русских, польских, осетинских названиях фамилий или сел на - ата, - ята, - атӕ. Например:
Степанята - потомки, род Степана Карпята - потомки, фамилия Карпа Борисята - название поселка рода Бориса Бориата - род Бора (нарты), фамилия Джергата - название села рода Джергэ Царциата - исчезнувшее племя, село в горах Туалтӕ - местность и племя в верх, Лиахвы, Ардон-а Сосланитӕ - группа соучастников Сослана.
4. УНИФИКАЦИЯ ФОРМАНТОВ
Процессу унификации способствуют следующие обстоятельства. Физический элемент слова - звуки, получаемые соответствующими колебаниями воздуха, имеют способность изменяться сами по себе независимо от значения, идеи слова.
Но рассмотрим два столбца однозначных форм множественного числа:
малтӕ - мӕлттӕ (глубины вод)
номтӕ - нӕмттӕ (имена, названия)
хӕдонтӕ - хӕдазттӕ (хитоны, рубашки)
сагойтӕ - сагӕйттӕ (вилы)
В бытовой речи и печати предпочитают употреблять вторые формы, их как будто легче произносить, хотя значения соответствующих слов двух столбцов одинаковы. Различаются же они чисто звуковыми изменениями: в словах второго столбца гласные основы «а» и «о» ослабились в «ӕ», а суффикс «т» усилился в долгое «тт». И это происходит по определенному закону. «При образовании форм множественного числа из имен существительных, прилагательных, местоимений и наречий, имеющих в конце основы одиночные гласные, сонорные (л, м, н, р), и полугласные (й, у краткое), если последние з слове гласные «о» или «а» ослабляются в «ӕ», то происходит геминация показателя множественности — «тт». Например:
дзаума - дзаумӕттӕ (вещи)
арм - ӕрмттӕ (руки, ладони)
дон - дӕттӕ (реки, воды)
нуар - нуӕрттӕ (нервы, жилы)
мой - мӕйттӕ (мужья)
брау - брӕуттӕ (буравы)
Такие, независимые от значения, звуковые изменения имеем, например, и в русском языке: имена существительные с основой на «а», - «о» и на «и» в предложном (местном) падеже имели когда- то три разные окончания, а теперь имеют одно общее окончание - ах: женах, вълцехъ, костьхъ женах, волках, костях = костьах. Благодаря высоком частотности в речи слов на - ах, другие формы по аналогии тоже начали произноситься как первые, с окончанием - ах. 8от такую же тенденцию, - сведения к одному по аналогии нескольких морфологических элементов, - имеем и в осетинских этнонимах.
1. Семантическая близость (синонимия) и концевое звуковое сходство имеется в словах, обозначающих следующее:
множество одноименных предметов с его показателем - тт (или суффикс -т), трактор + тӕ = трактортӕ (тракторы);
множество однофамильцев с его признаком - ат или -т , напр., Бориатӕ или Борӕтӕ (Бораевы); сравн. русские Борисята, скифск. Сакатаи (саки);
множество «группы соучастников» с его суффиксом - итӕ, напр., Сосланитӕ - «группа Сослана»;
множество соплеменников в этнонимах «нарт» и «чынт» с концовкой -т.
Эта близость значений и концовок слов и способствовала, унификации (уподоблению) указанных формантов и концовок. По какому закону?
2. Высокая частотность показателя множественности - тӕ в речи и текстах по известному закону морфологической аналогии в устах многих формант фамилии - «атӕ» и концовку - «т» превращают в - тӕ, например:
Бибыла - Бибылтӕ (Бибиловы)
нарт (нарты) - нартӕ (нарты, Нартовы)
чынт (чинты) - чынтӕ (чинты, Чинтовы)
куырдтат (куртатинцы) - куырдтатӕ (горское общество)
Нарт ӕмӕ чынт Лахъондоны хъазынц - нарты и чинты в Лакондоно состязаются.
Нартӕ ӕмӕ чынтӕ бадтысты ныхасы - карты и чинты заседали на вече.
Нарты Сослан - Сослан Нартов, Чынты Беко — Беко Чинтов.
Таким образом, четыре разных, но близких по звучанию, форманта стремятся к одному, следуя принципу экономии в языке (сравн. уменьшение числа падежей в некоторых языках).
Процесс унификации форматов фамилий, этнонимов и множеств пока не завершен, и на практике встречаются соответствующие пары видов.
Когда наименование рода образуется не отличного имени первопорядка, а от названия другого какого-либо предмета, признака, сословия и т.п., то явное сознание различия значений последних мешает замене - атӕ на - тӕ , например:
зӕгӕлтӕ (гвозди) - Зӕгӕлатӕ (Гвоздевы)
ӕлдӕрттӕ (князья) - Алдаратӕ (Князевы)
фидӕрттӕ (крепости) - Фидаратӕ (Крепостевы)
Так что не все гладко на путях унификации и принципа экономии в языке.
5. НАРТЫ
В осетинском языке этноним «нарт» по своим грамматическим свойствам относится к группе наиболее древних этнонимов высокогорной зоны Центрального Кавказа с суффиксом - он, таких, как ирон, дигорой, кӕсгон, аллон, ойнон и т.д. (а не к группе с суффиксом - аг, таких, как тӕтӕйраг, мангойлаг, хатиаг, гумаг и т.д.).
Осетинский эпос о нартах это - результат встречи и многовекового процесса синтеза фольклора создателей бронзовой культуры, - доисторических кобанцев, - (с их охотничьими сюжетами и кавказоя- зычными именами) и фольклора скифских племен (с их приморскими степными сюжетами и ираноязычными именами). Большинство сказителей горских народов продолжает считать нартов действительно жившим на Кавказе народом.
У черкесов. На север от Натухайской станицы (около города Анапы) «на высоком холме находятся развалины древней крепости или замка ... Называлась она у черкесов Гуден-Кала. Слово «Гуден» означает очень древний народ, который построил этот замок, и жили в этом краю до черкесов ... нарты».
Нарт-хитрец, переброшенный через стену в крепость открыл ворота нартам.
Абадзехское предание. Петерез, переброшенный ночью через стену крепости Дунду-Кала, открывает ворота нартам.
Черкесское и абадзехское названия «Гуден-Капа» и Дунду-Кала» созвучны осетинскому «Гундты-Калак» в сказании «Старый Урызмаг», по которому Урызмаг хитростью проникает в приморскую крепость Гунды-Калак, и нарты овладевают ею.
И это совпадение названий крепостей, и способы овладевания ими не случайно.
Адыгское предание. «Много лет назад там, где сейчас живем мы, адыги, у моря жило какое-то большое племя Людей этого племени называли нартами».
Балкарское предание. «При впадении реки Теберды в Кубань находится на одной высокой скале большой замок, носящий и по ныне название «Чуана». По преданию в нем жил нарт Гилясартан злоязычный».
Вейнахские предания. «Предание утверждает, что эти скелеты (в могильнике) принадлежат некогда жившему около Назрана народу нарт, сохраняясь от повреждений 2000 лет».
По чеченскому поверью «нарты, пьющие расплавленную медь, переселились на небо. На Западе есть семь блестящих звезд, это и есть пропавшие нарты».
У осетин «По преданию раньше нартов в Осетии жили уайгутӕ и гумиритӕ.
«В селе Лац жили происшедшие от нартов Царциата. Их погребения тоже находятся там в целости». Села Лац и Саниба, где по осетинским и ингушским преданиям проживали нарты, находятся в горах Курдтата.
Перечень таких преданий и поверий можно продолжить и все они говорят о твердой убежденности горцев в реальности существования народа нартов в горах Центрального Кавказа. Таково мнение и некоторых ученых. К наследию древних кобанцев дагестанский нартовед У.Б.Долгат высказала такую мысль: «Там, где памятники кобанской бронзовой культуры встречены, имеются и нартские памятники, где кобанская культура не обнаружена, отсутствуют и приурочения нартского эпоса». В подтверждение этой мысли мы даем здесь следующий материал.
В 1962 году археолог Б.В.Техов у села Тли Южной Осетии в древних погребениях бронзового века у скалы Царциата обнаружил широкие бронзовые пояса с живописными изображениями: на одном из них двое мужчин трапезничают за низким круглым столом, на другом - всадник с привязанным к поясу луком и колчаном со стрелами, гонит перед собой оленей и коней, а на уздечке коня всадника висит скальп с головы человека. А на боках оленей, коней и свиней рисунки излучающего солнца, светлой луны и ярких звезд. И тому подобные изображения на других древних бронзовых поясах.
Нартовский эпос унаследовал традиции изобразительного искусства древних кобанцев. Так, по сказанию «Айсана и сын Нокара Ахса-Будай», - «Ахсина Сатана в тот день взяла сына Орузмага Айсану, сделала для него деревянного оленя так, чтобы он мог бегать; вместе с этим Ахсина сделала ему на одном боку движущийся месяц, а между лопатками - сияющую звезду и послала его под Уарпп» (Гора Уруп в Кубанской области).
А по другому сказанию «Нарт Созырыко», он попал к великанам, и те хотели его прирезать, а сестра им говорит: «Снимите с него одежды, и если на плечах у него изображены солнце и месяц, тогда это мой суженый Созырыко». Так и сделали, и на теле нарта оказались изображения солнца и луны.
По третьему сказанию «Шуба Сослана», нарт Сослан, заставляет нартианок сшить ему шубу из скальпов мартов. И в этом нам видится наследие искусства и обычая древних кобанцев, так как на широком поясе из села Тли изображен рукой доисторического художника всадник со скальпом, висящем на уздечке коня.
Это, конечно, не портрет Сослана, но асе же напоминает его.
Глубоко права У Б.Долгат, если в нартском эпосе ученые открывают много скифско-аланского, то в нем немало и от наследия древних кобанцев. Нартские сказания отражают отношения каждого отдельного кавказского племени к племени нартов в древности от добрососедского до неприязненного, особенно к нарту Сослану - Созырыко-Солса - яркому представителю древних кобанцев.
6. ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ЭТНОНИМОВ3. По смене асов (алан) Верхнего Прикубанья балкарцами соседи-осетины продолжают именовать «ассы», но уже балкарцев.
4. По слиянии (смешении) древних кобанцев бронзового века со скифскими племенами (в зависимости от слагаемых сил, престижа, традиций и культуры) последующее население говорит на иранском языке, но несет топоэтнонимы аборигенных племен (ир, дигор, нарт, туал), а этнонимы скифских племен (саки, аланы) вместе с принесенными ими этнонимами (хатиаг-хатаец, гумаг-команец и др.), продолжают пребывать в фольклоре в новом качестве.
По исчезновении доисторических племен киммерийцев их этнонимы уцелели у встреченных ими тогда народов и у их потомков. Например, в сказках адыгов-камир, осетин-гумир, грузин-гмири, в письменах ассирийцев-гимираи, палестинцев-гомер. У первых они с новым значением «великан» или «герой», а у вторых они с их древним этническим значением «киммерийцы».
при использовании материалов сайта, гиперссылка обязательна