.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Дерево нартов
Дерево нартовЖизнь нартов складывалась по-разному. Поэтому и в сказаниях о них много запутанного. Среди нартов были необыкновенно доблестные роды (фамилии). Из нартовских фамилий лучшими считались Ахсартаггата. Одно время фамилия Ахсартаггата очень ослабла, еще немного, и она бы угасла, вымерла бы совсем. И все же полностью она не исчезла. Об Ахсартаггата осталось такое сказание.

Жизнь нартов зависела от одного дерева. А дерево это было такое: до полуночи оно цвело, с полуночи до рассвета приносило плоды. Нартам это дерево было очень дорого, и они стерегли его как большое сокровище. Но кто то повадился ходить к этому дереву, цветы разбрасывал, а плоды поедал.

Нарты стерегли дерево по очереди, но так и не смогли устеречь. Из фамилии Ахсартаггата подрастали где-то два маленьких мальчика, Ахсар и Ахсартаг. Подошел и их черед. Нельзя им было не пойти в свой черед стеречь дерево. Маленькие они еще были, не могли оружие носить и, когда пошли стеречь дерево, отцовское оружие волочили за собой. Когда полночь минула, зашевелилось что-то на верхушке дерева. Два брата заподозрили неладное, подтащили к дереву отцовское сокровище и выстрелили туда, где что-то шевелилось.

Тяжелая ночь выдалась у братьев — так и не смогли они до рассвета уснуть. А когда рассвело, увидели у самого дерева окровавленное золотое крыло. Подняли крыло, спрятали его, а сами пошли по кровавому следу, и бог привел их к берегу моря. Ахсар сказал:
— Что бы то ни было, все равно пойду по этому кровавому следу.

С крылом за пазухой стал он идти. Шел, шел и привел его бог к Донбеттырам. Здесь повстречалась ему женщина, сидевшая с опечаленным видом у крыльца дома. Когда гость поравнялся с ней, она встала, пожелала ему здоровья, пригласила в дом и накормила — очень хорошо его приняла. Гость замечает все неполадки. И когда юноша услышал из комнаты женский стон, то спросил хозяйку дома, что это за стон. Женщина ему рассказала:
— Бог да не простит нартам! Жизнь нартов зависела от одного дерева, и повадились ходить к этому дереву три мои дочери и все никак не могли оставить его в покое. Говорила им: «Бросьте, не ходите больше к этому дереву, не то попадете в беду, нартов можете не бояться, но вот если кто-нибудь из Ахсартаггата еще уцелел, то он принесет вам беду». Они не послушались меня. И вот однажды ночью двое юношей-близнецов как раз из фамилии Ахсартаггата вышли сторожить дерево, и, когда мои дочери в облике золотых голубей прилетели к дереву и стали обрывать плоды, два близнеца Ахсартаггата выстрелили из ружья и ранили в крыло одну из моих дочерей, и упали с нее пух и золотые перья.
Юноша спросил:
— А нет ли такого средства, чтоб вылечить ее?
Женщина ответила ему:
— Вылечить ее можно было бы, будь здесь тот пух и золотые перья, что упали с нее.
Юноша опять спросил ее:
— А что бы ты сделала хорошего тому, кто принес бы тебе разбитое крыло?
Та сказала ему:
— Особенно хорошего ничего бы не сделала, но тому, кто принес бы ее крыло, отдала бы дочь в жены.

Когда юноша поверил в чистосердечность слов женщины, то полез за пазуху и вынул оттуда разбитое крыло.

Женщина приложила крыло к руке девушки, ударила ее войлочной плетью: стала девушка в семь раз краше, чем была прежде. Как и пообещала женщина, с этого времени юноша и девушка стали мужем и женой. Много ли, мало ли они прожили, но вот юноше захотелось отправиться в родные места. В один из дней он отправился с женой. Шли они, шли и пришли к берегу моря.

Когда вышли на берег моря, то увидели дом, снаружи и внутри обвешанный оленьими и косульими шкурами. Ахсар сказал жене:
— Это, конечно, дом моего брата, ничей больше.

Когда вошли в дом, муж оставил здесь жену, а сам пошел искать брата. Ахсар ушел в одну сторону, Ахсартаг появился с другой стороны и вошел в дом.

Вошел и, когда увидел в своем доме красивую невестку, сердце у него взыграло, и он приблизился к ней. А тут и Ахсара бог привел туда, и очутился он перед ними. Недолго думая, Ахсар бросился на брата, стали они биться. Долго братья бились и убили друг друга.

Погибли Ахсар и Ахсартаг. В очень тяжелом положении оказалась невестка. Долго она плакала и рыдала, оставшись одна в безлюдной степи. Не столько о себе и о своем позоре беспокоилась, сколько о том, как похоронить погибших братьев. В этот трудный час бог послал ей Уастырджи на трехногом коне и с борзыми. Тот направлялся берегом моря на охоту. Увидев плачущую женщину, Уастырджи повернул к ней, расспросил ее, что и как случилось, а потом сказал:
— Я бы, конечно, похоронил их, если бы ты согласилась стать моей женой.
Женщина ответила:
— Какая есть, твоей буду. Почему бы мне не выйти за тебя замуж, когда похороним погибших.

Уастырджи поверил женщине и выполнил ее желание. Рукояткой плети придавил землю, и появилась в земле яма. Как положено, похоронил он двух братьев. А когда похоронили их, женщина сказала Уастырджи:
— Я вся в слезах и запачкана, сначала пойду умоюсь, потом станем жить вместе беспечно и в согласии.
Уастырджи поверил ей и сказал:
— Тогда иди и сначала умойся.
Едва женщина подошла к берегу, сразу же бросилась в море, отправилась к своим родичам Донбеттырам.

Вот сейчас она придет, вот сейчас вернется — ждет Уастырджи женщину, а про себя о том о сем думает. Только какая там женщина! Обманулся в своих надеждах Уастырджи и запомнил обман этой женщины.

У Донбеттыров женщина через десять месяцев родила мальчиков - близнецов и назвала их Хамыц и Урызмаг. Они выросли у Донбеттыров. И ростом и сложением походили они на Ахсара и Ахсартага. Когда чуть подросли Хамыц и Урызмаг, то стали задевать тех, кто шел по воду или на мельницу, никому не давали проходу, всех обижали. Однажды обидели вещую женщину, и она им сказала:
— Если уж вы в таких мужей выросли, то поискали бы отчую землю.
Когда они услышали это, то вернулись домой разгневанные, с поднятыми плечами и поникшей головой, со злости даже луки и стрелы переломали. Спросили свою мать:
— Укажи, где отчая земля наша?
Та сказала им:
— Чтоб не досталось лучшей доли тому, кто заронил это в ваши юные сердца! Подрастите пока, мои солнышки, а как подрастете, скажу вам, где отчая ваша земля.

Не долго думая, братья накалили лопату на огне, подмяли под себя свою мать и приблизили раскаленную лопату к ее груди:
— Говори, где наши родные места, не то изжарим тебя!

Женщине ничего другого не оставалось, как все рассказать. А то
как же! Она рассказала им:
— Ваши родичи жили среди нартов и убили друг друга.

Долгий это разговор, но, если коротко говорить, точно объяснила им, где их родные отцовские места.

Урызмаг и Хамыц отправились повидать отчую землю. Шли они, шли и пришли в Нартовское село. От громких ударов их плетей и топота копыт их коней у нартовских стариков на ныхасе обмерли сердца, и они сказали:
— Наверное, кто-то остался в живых из этой злосчастной фамилии: не простые это удары плети и топот копыт.

А тут и братья подъехали. Прибыв, они поприветствовали, как полагается, сидевших на ныхасе людей, и старики оказали им почет. Поздоровавшись, Хамыц и Урызмаг спросили сидящих на ныхасе:
— Где здесь галуаны фамилии Ахсартаггата, где они живут?
Те им ответили:
— Из Ахсартаггата никого больше не осталось, они давно все погибли.
Тогда Хамыц спросил их:
— А земли какой нибудь или галуана у них не осталось, не могли же они совсем исчезнуть?

Показали им галуан. Пришли они в галуан своих отцов, вычистили его и стали в нем жить. Где-то еще нашли старика-родственника, поселили и его вместе с собой, назвали его своим отцом и привезли ему из моря свою мать в жены.

Стали они жить да жить, и, как прежде, стала могучей среди нартов фамилия Ахсартаггата, и, как прежде, нарты стали платить ей дань. В каждый праздник нарты приносили им ляжку забитого быка, кувшин араки и полную кадку пива.

А потом умерли у них мать и отец (названый отец). Когда мать умирала, она рассказала сыновьям, как обманула Уастырджи, и завещала им:
— На земле он меня не тронул, потому что вас боялся, но в Стране мертвых он меня не оставит, и, как умру, постерегите меня на кладбище.

После этого два брата надумали жениться, но не знали, кто из них старше, и днем и ночью ссорились из-за старшинства: не знали, кому из них положено первому жениться. Где-то была у них еще старшая сестра, и когда поняли, что не могут поладить друг с другом, то решили отправиться к сестре и у нее узнать, кто из них старше.
По дороге Хамыц сказал брату:
— Давай нарвем сухой травы для своих арчита.
Урызмаг ли не был хитрецом! И сказал он:
— Я недавно менял траву в арчита, если лее тебе надо, спрыгни и нарви сухой травы.

Хамыц спрыгнул с коня, нарвал сухой травы для арчита и приторочил ее к седлу. Поехали они дальше и прибыли к своей сестре. Обрадовались друг другу, пересказали друг другу все новости. Потом сестра сказала братьям:
— Младший из вас тот, у кого к седлу приторочена сухая трава.

Что она такое сказала?! Хамыца словно по губам ударили, он вскочил с места и выругал сестру, чтоб покрыл ее осел Бората Осел из села Бората имел такую особенность, вмиг появлялся он возле проклятого, да еще в полной готовности. Когда серый с темным окрасом осел Бората примчался, и сестра Хамыца и Урызмага увидела его в полной готовности, сердце у нее похолодело, и она стала умолять Хамыца:
— Я гостья твоих умерших родичей, не подпускай его ко мне, и сделаю тебе добро, какое только попросишь.

При этих словах сердце Хамыца смягчилось, он хлестнул осла плетью и погнал его обратно. С тех пор у всех серых ослов с темным окрасом на спине черная полоска. Пожелания и проклятия нартов всегда сбывались. И вот сестра пожелала Хамыцу такое благо, чтобы каждая девушка, выходящая замуж, в первую ночь принадлежала Хамыцу. И начиная с этого времени Хамыц каждую ночь посещал молодых невест.

Все это время мать Хамыца и Урызмага оставалась в склепе без присмотра. Воспользовавшись этим, Уастырджи отомстил ей. Пока Хамыц и Урызмаг искали себе жен, в одну из ночей он вошел в склеп и вначале сам побыл с матерью Хамыца и Урызмага, а потом пустил своего трехногого коня и борзую.

Мертвая женщина забеременела, и через десять месяцев у нее родились девочка, жеребенок и щенок. Когда они подросли, из склепа стали слышаться плач ребенка, ржанье жеребенка, лай и писк щенка.

Однажды на эти звуки к склепу пришли Хамыц и Урызмаг. Стали они горевать, что это, мол, за несчастье такое. Без труда догадались, что это сделал Уастырджи. И взяли они из склепа девочку, жеребенка и щенка. С поднятыми плечами и поникшей головой принесли их домой. Девочку назвали Сатаной, жеребенка Уаддымом, щенка Силамом.

Сатана стала женщиной, искусной во всем. Говорят, приготовление напитков пошло от нее.



Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
нормативы допустимых сбросов;pirotehnika.spb.ru интернет-магазин в спб фейерверк;раскрутка ресторана;Сценарий проведения детских дней рождения тут