.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Как нарт Созырыко женился на красавице Бедухе из рода Ахсартаггата
Как нарт Созырыко женился на красавице Бедухе из рода АхсартаггатаВечером Созырыко идет вверх по улице. На одном углу юноши стоят, на другом углу юноши стоят, и на третьем углу юноши стоят. Темно было, когда шел Созырыко. Говорят они, не видя его: Созырыко! Какой он Созырыко, если бы не мы?!

К другим подошел, и те то же самое говорят. К третьим подошел, и те то же:
— Созырыко! Какой он Созырыко, если бы не мы!?
«Ей-богу, этих нельзя не испытать!»
— сказал Созырыко.

Привел он их, собрал в одно место.
— Гъе, мардзата кто из вас готов! Завтра войска Уарби будут проходить через перевал Хызын, так пойдемте, отнимем их добро и богатство. Пусть каждый выходит на рассвете с дорожной провизией и с оружием.

Идут, Созырыко впереди, молодые — сзади. Подошли к перевалу Хызын. Вон войска Уарби по ущелью идут, гремя барабанами. Поглядят молодые с перевала на войска Уарби и бегут обратно по домам: испугались шума войска. Глянул по сторонам Созырыко — он один остался, все сбежали.
— Эх, моих бы собак да на ваших матерей! Вчера-то вы хорохорились, а сейчас куда подевались?
Сам стал биться с войском Уарби. Отнял у них добро, и все, что нашел ценного. Принес, пригнал все это в Нартовское село. В Нартовском селе никого не слышно, никого не видно.

«Вчера во здравии всех оставил, куда же исчезли?» — удивляется Созырыко.

Одна молодая невестка вышла за водой. Говорит ей Созырыко:
— Мое село, мой народ, куда все подевалось?
Она отворачивается, стесняется говорить.
— Богом заклинаю, землей заклинаю, оставь свою стыдливость, скажи, со вчерашнего дня куда мой народ исчез?
— Прекрасная Бедуха из Ахсартаггата села в свою летающую башню и поднялась в небо; люди пошли поглядеть. Поклялась она: «Чья стрела долетит до меня, тот и мой жених».

«А вдруг чья-то стрела раньше моей долетит», — подумал Созырыко. В то же мгновение помчался он на край села, к народу.

В степи Созырыко навзничь ложится вместе со всеми. Стрелу вынимает и пускает, и вонзается она в дверной косяк башни Бедухи. Вторую пускает, и она вонзается в оконный косяк. А Бедуха их к себе заносит, говоря:
— Солнышком моим да станет, обе эти стрелы одного человека. Жених он мой, чьи бы стрелы ни были.

Опускает она свою башню на землю, туда, где люди собрались.
— Чьи эти стрелы, тот мой жених, пусть поближе ко мне подойдет, — обращается она к народу.
На радостях Созырыко в башню врывается.
— Подожди, глупец, подожди, глупец! Не управишься ты с башней — не знаешь, ни как ее поднимать, ни как ее опускать.

Не послушался Созырыко. Тогда Бедуха в отместку подняла башню, сама же на землю сошла.

Созырыко кверху летит. Он думал, Бедуха в башне. Когда остановилась башня, стал Созырыко искать Бедуху, а ее там нет.

«Ей-богу, эта распутница меня обманула!». И в гневе выскочил из башни. И когда долетел до земли, пробил землю. Семь подземелий проскочил и попал к хайрагам. Елызбар их владыка. Приносят ему все самое лучшее, что только в мире есть, но день ото дня все мрачнее становится Созырыко.
— Гей, наш добрый гость! Ведь все лучшее, что у нас есть, тебе преподносим, ты же день ото дня мрачнее становишься!
— Такой я муж, что если охотиться не буду, если биться не буду, то жить не смогу.


Тут донесли, что угнали, говорят, у хайрагов скот.
Елызбар, их владыка, сказал:
— Выведите нашему гостю дзындз-аласа, испытаем его: такой ли он муж в деле, как на словах! Пусть, кроме него, никто не идет по тревоге.
Сел Созырыко на коня. Один отправился за стадом и пригнал его вместе с похитителями.
— Этого отпускать не следует: такого мужа в нашем краю не найти. Какое тебе добро, какое богатство дать? — спрашивает его Елызбар.
— Мне бы только с народом моим увидеться, а больше мне ничего от вас не надо, — сказал Созырыко.
— Идите и живо принесите ему два старых башмака, — сказал Елызбар — владыка своему народу.

Пошли и принесли ему два старых башмака.
— Теперь надевай их на ноги и помолись богу: «Бог богов, сделай, чтобы я оказался перед своим домом!».

И оказался Созырыко прямо перед своим домом.

Сатана радуется:
— Боже, съесть мне твои болезни! Сын мой откуда-то, наконец, явился!
Узнала Бедуха, что Созырыко вернулся, и думает: «По-прежнему ли верно мне его сердце?». Села опять в свою башню и взлетела в небо.

— Сатана, как мне быть? Из-за этой проклятой я сквозь семь подземелий провалился, что же мне теперь делать?
— Я скажу, как тебе быть,
— сказала Сатана. — Я превращу тебя в вихрь.

Сатана превратила Созырыко в вихрь. Закружился он и полетел на небо. Догнал башню в небе, там, где она стояла, и ворвался в окно. Тут вихрь исчез, превратившись в Созырыко.
— Ну, негодница, а теперь куда от меня скроешься?
— Я-то в чем виновата, вина ведь твоя была. Я и сюда поднялась, чтобы узнать, по-прежнему ли верно твое сердце!


И тогда повернули башню и опустили на землю.





Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама