.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Как нарт Созырыко пошел на охоту
Как нарт Созырыко пошел на охотуНарт Созырыко уверовал в свою силу. И когда по силе не было ему равного уже в Стране нартов, он решил пойти на охоту без товарища. Так без товарища и отправился. Долго ходил-бродил, но на свое несчастье в тот день ни зверя, ни птицы не встретил.

Стал думать, не повернуть ли ему обратно. Но как с пустыми руками в село возвращаться? Вошел в черный лес. Посреди черного леса — поляна, и пасется на ней золотой олень. Созырыко привязал коня к дереву, сам пошел золотого оленя убивать. Прицелился в оленя. Только собрался выстрелить, как подошел к нему, к золотому оленю, какой-то человек, накинул на рога шелковую веревку и повел за собой. Созырыко подивился этому, от самых ног вздохнул, потом вдруг оскорбился — мол, как это оленя от него уводят. Вскочил на коня и поехал следом за тем человеком. Тот пришел в какое-то село. На краю села Созырыко нагнал его и говорит:
— Да будет твой вечер хорошим, добрый человек! Не найдется ли здесь кого, кто бы принял гостя?

Тот человек сказал на хатиагском языке:
— Будешь гостем моего отца. Но откуда ты и куда едешь?
Созырыко поглядел на человека, а тот был еще юношей, и сказал
ему:
— Из далеких я мест, я нарт, на охоте был и вот сюда попал.
— Да ведь мой отец нарта с огнем ищет, очень жалует нартов, но никто из них не гостил у него. Пойдем со мной, будешь нашим гостем.


Пошел Созырыко следом за юношей. Возле одного дома остановились, и юноша позвал отца:
— Дада, вот тебе нарт!

Выбежал старик, попросил Созырыко слезть с коня, обрадовался ему, ввел его в дом и спрашивает на хатиагском языке:
— Кто ты, который из нартов будешь, какого рода?
— Я нартовский воин, из старших Бората, имя мое Созырыко.

У старика было три сына, и он их позвал:
— Наш гость — необычный гость, пора делать кусарт, приведите для него животное из стада.

Младший сын говорит отцу на хатиагском языке:
— Олененка, который сегодня пропал, я нашел на поляне — достаточно ли его будет или нет?

Созырыко по-хатиагски хорошо понимал и говорит им:
— Даже слишком достаточно, — и больше не отпустил юношей к стаду.
Тогда привели для Созырыко этого золотого оленя, и старик помолился, провел сажей по оленьему лбу и дал Созырыко право зарезать его. Созырыко же хотелось, чтобы золотого оленя ему отдали с собой, но не решился сказать об этом и зарезал оленя. Ужин приготовили, накрыли столы, а Созырыко даже не притронулся к мясу.

Хозяин спрашивает:
— Что с тобой, нартовский человек, почему не ешь?
— У нас, у нартов, есть обычай: даже с кровником мы хлеб и соль едим, но прежде должны знать, кто он. Вы мне оказываете почет, но я должен спросить, кто вы есть.


Старик сказал:
— Я кумский муж. Есть у меня три сына, на свете мы никогда никого не обидели, с добром и любовью каждого гостя встречаем. Кто оценит нашу доброту, к тем мы еще большую щедрость проявляем, кто плохое о нас говорит, тому мы самое наихудшее делаем.

Созырыко, ни слова больше не сказав, поужинал. Друг друга братьями назвали, потом постелили Созырыко постель, и он лег снаружи под навесом. Оленья шкура тоже оказалась рядом на крючке. Едва ветер набегал, волоски у золотой шкуры начинали звенеть на все лады. Созырыко дивился, сон к нему не шел, и он думал про себя: «Если бы дали мне эту шкуру, отнес бы ее в Нарту, как чудо».

Наутро, едва рассвело, старый кумский муж подошел к постели Созырыко и сказал:
— Я послал трех сыновей: одного за табуном коней, другого за стадом быков, третьего за отарой овец. Теперь можешь забрать их вместе с пастухами — я тоже не хочу ударить в грязь лицом перед Нартовским селом.

Созырыко встал и пошел со стариком в степь осмотреть стада. Когда увидел, снял перед стариком свою шапку и поблагодарил его:
— Да будут они вам самим впрок, не возьму ни одного из этих стад, вы и без того хорошо меня приняли.

Старик говорит младшему сыну на хатиагском языке:
— Поймай себе коня и проводи гостя до крайней границы.

Юноша бросился к табуну коней и поймал покрытого паршой жеребенка, остальные кони разбежались.

Когда гость и хозяева вернулись, еда уже была готова, и они вошли в дом позавтракать. Позавтракали, попрощались друг с другом и вышли. Когда Созырыко увидел рядом со своим конем покрытого паршой жеребенка, то удивился про себя: «Сможет ли этот жеребенок идти вровень с моим конем до границы?».

Юноша и Созырыко сели на коней, Созырыко еще раз попрощался с хозяевами и поехал вместе с младшим сыном кумского мужа. Созырыко ехал впереди, юноша — за ним. Едут — и вот оказались посреди черного леса. По лесу конь Созырыко стал идти неохотно, а покрытый паршой жеребенок рвался вперед. Тогда юноша говорит Созырыко:
— Не подобает идти впереди старшего, но все же пусти меня вперед, никто нас не увидит, я дорогу лучше знаю, а ты держись рядом.

Созырыко разрешил ему. Тогда юноша поехал впереди, Созырыко — следом за ним. Жеребенок проходит лесной чащей, грудью сваливая огромные деревья, а Созырыко следом за ним идет; обидело его это, и спрашивает он юношу:
— Почему не ведешь коня более редким лесом?

Юноша ответил:
— Тогда он слишком опередит твоего коня, и твой конь даже ветра его не догонит.

Доехали до границы. Юноша спрыгнул и начал прогуливать покрытого паршой жеребенка. Наконец подъехал и Созырыко, и говорит он юноше:
— Ох, ох, конь мой из-за тебя совсем обессилел, но ты хоть мою силу пощади, дай нам дорогу.
Юноша в ответ:
— Счастливого пути, Созырыко, мне дальше этой границы ехать нельзя.

Созырыко опять говорит юноше:
— Обменяем своих коней, дай мне своего покрытого паршой жеребенка!

Юношу обидели слова Созырыко, и он сказал:
— Постыдился бы, Созырыко, ведь мой отец целый табун вместе с табунщиками тебе давал — почему их не брал? Этот жеребенок один из самых плохих коней, и не обменяю я его на твоего коня, а то у нас в Куме люди скажут: «Нартовский муж отнял у тебя коня», — и мне стыдно будет.

Услышав это, Созырыко взялся за рукоять меча и стал запугивать юношу:
— Поскорей бросай своего коня и возвращайся домой на моем коне, не то убью тебя!

При этих словах юноша выхватил меч, и стали биться на мечах, но так и не смогли одолеть друг друга. Бились до полудня, потом надумали передохнуть. Созырыко говорит юноше:
— Теперь я узнал твое мужество, сейчас иди, позже мы еще раз проверим наше мужество.
Израненные, они разошлись в разные стороны. Юноша, обливаясь кровью, пришел домой, отец увидел его и спрашивает:
— Что с тобой, сын?
— Твой гость хорошо меня отблагодарил, коня у меня менял, я же не согласился, вот мы и изранили друг друга. Двенадцать ран он нанес мне, двенадцать ран — я ему. Теперь должны еще раз встретиться
— слово друг другу дали.
— А ты почему бился? Биться с гостем позорно, теперь мы опозорились.
— Ссора началась, когда мы уже перешли границу.
— Тогда ничего, выздоравливай, а там видно будет, может ваша ссора кончится миром.


Созырыко не показывался ни нартам, ни чинтам до тех пор, пока полностью не выздоровел. Когда выздоровел, глянул на свои, рубцы и сказал:
— Как мне простить эти рубцы кумскому юноше, отправлюсь-ка к нему, может, не станет скрываться, и где-нибудь встретимся.

Сел на коня и отправился к границе. В тот же день и кумский юноша к границе приехал, думая, что удастся отплатить нарту за обиду. Повстречались друг с другом в темном лесу. Тогда Созырыко улыбнулся и говорит:
— Давай помиримся, ведь уже испытали мы силу друг друга; чем зло друг другу чинить, станем лучше друзьями.

Кумский юноша отвечает ему:
— Не верю тебе больше, Созырыко, коварный ты человек, и больше ко мне не подходи.

Тогда Созырыко вынул меч, положил его на луку седла, щит на землю бросил, колчан со стрелами позади седла привязал, сам подошел к юноше, взял его за руку и сказал:
— Не будем больше состязаться в силе, испытаем себя в жизни. А путь нам укажет твой отец.

Юноша поверил Созырыко, ни слова больше ему не сказал, оба поклялись землей и поехали к отцу юноши. Подъехали к дому, уже помирившись. Юноша слез с коня, а Созырыко не слезает. Тогда вышел к нему отец юноши и говорит:
— Пожалуйста, слезь с коня, ведь ты наш гость, войди в дом, хозяевами тебе будем.

Созырыко ему сказал:
— Испытывали мы силу друг друга с твоим сыном, но никто из нас не оказался сильнее другого. Решили испытать себя в деле, укажи нам какую-нибудь нетронутую землю, там и испытаем нашу силу.
Старик сказал:
— Больше не знаю ни одной такой земли, которую не покорили бы нарты и чинты. Только на горе Ахохай знаю скот трех богом любимых братьев, их пастуха никто никогда не осилил и впредь не осилит, разве кроме как в конце света.

Тогда Созырыко спрыгнул с коня и сказал:
— Да ведь я такого и ищу, чтобы испробовать против него нашу силу.

Старик сказал:
— Не одолеть его силой, только умом; входите в дом, и я дам вам совет.

Юноша и Созырыко вошли в дом, и старик стал говорить:
— Дочь моя очень красива, оденьте ее в дорогие ткани, потом дайте ей один фандыр для ног, другой — для рук; потом возьмите ее с собой на гору Ахохай. Там войдите в дом пастуха — сам он в это время со стадом на пастбище будет. В доме пастуха есть кресло из слоновой кости — усадите девушку в кресло, дайте ей фандыр и пусть играет. Вы же сами спрячетесь по обе стороны двери. Вечером вернется пастух. Как только он откроет дверь, так увидит девушку. Женщин пастух редко видит. Девушка улыбнется ему, и пастух, если будет ваше счастье, тут же упадет в обморок. Тогда быстро вы привяжите его к среднему столбу дома, а потом забирайте его стада.

Созырыко и юноша сделали все, как научил их старик. Когда пастух пришел и открыл дверь, то увидел в кресле из слоновой кости девушку, играющую на фандыре. Девушка улыбнулась пастуху, и пастух от большой страсти упал в обморок, а Созырыко и юноша привязали его к среднему столбу дома. Здесь же зарезали себе барана, сварили его и сели есть. Привязанному пастуху давали разные куски мяса, но тот ничего не брал. Под конец Созырыко подал ему бедренную кость, пастух взял ее и вырвал зубами альчик, потом, поставив альчик на лоб, метнул его. Альчик полетел кружась и упал на цыг перед тремя богом любимыми братьями в тот момент, когда те ужинали.

Тогда кумский юноша сказал Созырыко:
— Будь ты неладен, Созырыко, этот альчик вестником тревоги полетел к хозяевам скота — богом любимым братьям. Теперь надо побыстрей гнать скот.

Погнали перед собой скот и оказались посреди большой степи. Тут их и застал рассвет.

Богом любимые три брата вышли по тревоге и прежде всего к пастуху пришли, развязали его и начали вчетвером догонять Созырыко и юношу.

Вот уже и догоняют их в степи, но тут взмолился Созырыко:
— Святой покровитель мужчин Уастырджи, потребовалась нем твоя помощь, помоги нам!

Услышал Уастырджи мольбу Созырыко, пошел к богу, снял перед ним шапку и говорит:
— Сегодня произойдет много горьких бед, но если позволишь я примирю людей.

Бог не позволил. Уастырджи разгневался на него, ни слова ему больше не сказал. Сам пролетел над Созырыко и тремя братьями, сбросил свой гребень, и тогда между ними в степи вырос темный лес. Пока преследователи шли по лесу, скот ушел далеко вперед. Уастырджи второй раз пришел к богу, чтобы тот позволил ему помирить их. Но бог опять не согласился, и сказал он Уастырджи:
— Не мешай им, и пусть каждый поступит в соответствии со своим характером.

Во второй раз пролетел Уастырджи над Созырыко и тремя братьями; сбросил он черный камень и между ними выросла черная гора. Пока преследователи преодолевали гору, скот ушел далеко вперед. Уастырджи в третий раз пришел к богу, поклонился ему и опять попросил у него позволения примирить Созырыко и трех братьев.

Тогда бог сказал ему:
— Всякий раз ты бываешь на стороне похитителей, абреков и насильников, на этот раз еще дам тебе право, если примиришь их по
справедливости.
— Примирю их — они не насильники.


Сам Уастырджи на белом коне явился между Созырыко и преследователями. Говорит им:
— Стойте пока здесь, я остановлю похитителей и спрошу, почему они угоняют ваш скот.

Те остановились. Уастырджи догнал похитителей и спрашивает:
— Чей скот гоните?

Те ответили:
— Гоним скот трех богом любимых братьев.
— Так ведь они уже догнали вас. Что же будете делать? Если хотите, примирю вас — сказал Уастырджи.
— Что может быть лучше этого, мы согласны.
— А кто у вас эта девушка? Тоже похищенная?
— Нет, это моя сестра,
— сказал кумский юноша.

Уастырджи, смеясь, вернулся к хозяевам скота и сказал им:
— Да ведь они свой калым угоняют, какие же они насильники, — и подвел их друг к другу.

Здесь же выдали девушку за младшего брата, двое других братьев женатыми были, а Созырыко и юноша мирно расстались с ними и погнали скот дальше. Уастырджи поднялся к богу — бог остался им доволен.

Созырыко и юноша пригнали скот к отцу юноши. Утром стали делить скот, и Созырыко поделил его на три части. Юноша думает про себя: «Зачем он разделил скот на три части? Может, две части себе хочет взять, тогда ссорой это кончится».

Созырыко сказал:
— Что ты загрустил, юноша, ведь я правильно скот разделил. Одна часть скота — это калым за девушку, еще одна часть — твоя другая часть — моя.

Юноша и старый кумский муж, довольные дележом Созырыко, свою долю скота тоже ему отдали и еще вдобавок из своего скота ему часть дали, с честью проводили его до границы. Дали ему и шкуру золотого оленя. С тех пор Созырыко и юноша стали побратимами.

— Созырыко со скотом пришел в Нартовское село и не раз устраивал нартам пиршества.




Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Февраль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама