.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Как нарт Созырыко пошел на охоту
Как нарт Созырыко пошел на охотуНарт Созырыко уверовал в свою силу. И когда по силе не было ему равного уже в Стране нартов, он решил пойти на охоту без товарища. Так без товарища и отправился. Долго ходил-бродил, но на свое несчастье в тот день ни зверя, ни птицы не встретил.

Стал думать, не повернуть ли ему обратно. Но как с пустыми руками в село возвращаться? Вошел в черный лес. Посреди черного леса — поляна, и пасется на ней золотой олень. Созырыко привязал коня к дереву, сам пошел золотого оленя убивать. Прицелился в оленя. Только собрался выстрелить, как подошел к нему, к золотому оленю, какой-то человек, накинул на рога шелковую веревку и повел за собой. Созырыко подивился этому, от самых ног вздохнул, потом вдруг оскорбился — мол, как это оленя от него уводят. Вскочил на коня и поехал следом за тем человеком. Тот пришел в какое-то село. На краю села Созырыко нагнал его и говорит:
— Да будет твой вечер хорошим, добрый человек! Не найдется ли здесь кого, кто бы принял гостя?

Тот человек сказал на хатиагском языке:
— Будешь гостем моего отца. Но откуда ты и куда едешь?
Созырыко поглядел на человека, а тот был еще юношей, и сказал
ему:
— Из далеких я мест, я нарт, на охоте был и вот сюда попал.
— Да ведь мой отец нарта с огнем ищет, очень жалует нартов, но никто из них не гостил у него. Пойдем со мной, будешь нашим гостем.


Пошел Созырыко следом за юношей. Возле одного дома остановились, и юноша позвал отца:
— Дада, вот тебе нарт!

Выбежал старик, попросил Созырыко слезть с коня, обрадовался ему, ввел его в дом и спрашивает на хатиагском языке:
— Кто ты, который из нартов будешь, какого рода?
— Я нартовский воин, из старших Бората, имя мое Созырыко.

У старика было три сына, и он их позвал:
— Наш гость — необычный гость, пора делать кусарт, приведите для него животное из стада.

Младший сын говорит отцу на хатиагском языке:
— Олененка, который сегодня пропал, я нашел на поляне — достаточно ли его будет или нет?

Созырыко по-хатиагски хорошо понимал и говорит им:
— Даже слишком достаточно, — и больше не отпустил юношей к стаду.
Тогда привели для Созырыко этого золотого оленя, и старик помолился, провел сажей по оленьему лбу и дал Созырыко право зарезать его. Созырыко же хотелось, чтобы золотого оленя ему отдали с собой, но не решился сказать об этом и зарезал оленя. Ужин приготовили, накрыли столы, а Созырыко даже не притронулся к мясу.

Хозяин спрашивает:
— Что с тобой, нартовский человек, почему не ешь?
— У нас, у нартов, есть обычай: даже с кровником мы хлеб и соль едим, но прежде должны знать, кто он. Вы мне оказываете почет, но я должен спросить, кто вы есть.


Старик сказал:
— Я кумский муж. Есть у меня три сына, на свете мы никогда никого не обидели, с добром и любовью каждого гостя встречаем. Кто оценит нашу доброту, к тем мы еще большую щедрость проявляем, кто плохое о нас говорит, тому мы самое наихудшее делаем.

Созырыко, ни слова больше не сказав, поужинал. Друг друга братьями назвали, потом постелили Созырыко постель, и он лег снаружи под навесом. Оленья шкура тоже оказалась рядом на крючке. Едва ветер набегал, волоски у золотой шкуры начинали звенеть на все лады. Созырыко дивился, сон к нему не шел, и он думал про себя: «Если бы дали мне эту шкуру, отнес бы ее в Нарту, как чудо».

Наутро, едва рассвело, старый кумский муж подошел к постели Созырыко и сказал:
— Я послал трех сыновей: одного за табуном коней, другого за стадом быков, третьего за отарой овец. Теперь можешь забрать их вместе с пастухами — я тоже не хочу ударить в грязь лицом перед Нартовским селом.

Созырыко встал и пошел со стариком в степь осмотреть стада. Когда увидел, снял перед стариком свою шапку и поблагодарил его:
— Да будут они вам самим впрок, не возьму ни одного из этих стад, вы и без того хорошо меня приняли.

Старик говорит младшему сыну на хатиагском языке:
— Поймай себе коня и проводи гостя до крайней границы.

Юноша бросился к табуну коней и поймал покрытого паршой жеребенка, остальные кони разбежались.

Когда гость и хозяева вернулись, еда уже была готова, и они вошли в дом позавтракать. Позавтракали, попрощались друг с другом и вышли. Когда Созырыко увидел рядом со своим конем покрытого паршой жеребенка, то удивился про себя: «Сможет ли этот жеребенок идти вровень с моим конем до границы?».

Юноша и Созырыко сели на коней, Созырыко еще раз попрощался с хозяевами и поехал вместе с младшим сыном кумского мужа. Созырыко ехал впереди, юноша — за ним. Едут — и вот оказались посреди черного леса. По лесу конь Созырыко стал идти неохотно, а покрытый паршой жеребенок рвался вперед. Тогда юноша говорит Созырыко:
— Не подобает идти впереди старшего, но все же пусти меня вперед, никто нас не увидит, я дорогу лучше знаю, а ты держись рядом.

Созырыко разрешил ему. Тогда юноша поехал впереди, Созырыко — следом за ним. Жеребенок проходит лесной чащей, грудью сваливая огромные деревья, а Созырыко следом за ним идет; обидело его это, и спрашивает он юношу:
— Почему не ведешь коня более редким лесом?

Юноша ответил:
— Тогда он слишком опередит твоего коня, и твой конь даже ветра его не догонит.

Доехали до границы. Юноша спрыгнул и начал прогуливать покрытого паршой жеребенка. Наконец подъехал и Созырыко, и говорит он юноше:
— Ох, ох, конь мой из-за тебя совсем обессилел, но ты хоть мою силу пощади, дай нам дорогу.
Юноша в ответ:
— Счастливого пути, Созырыко, мне дальше этой границы ехать нельзя.

Созырыко опять говорит юноше:
— Обменяем своих коней, дай мне своего покрытого паршой жеребенка!

Юношу обидели слова Созырыко, и он сказал:
— Постыдился бы, Созырыко, ведь мой отец целый табун вместе с табунщиками тебе давал — почему их не брал? Этот жеребенок один из самых плохих коней, и не обменяю я его на твоего коня, а то у нас в Куме люди скажут: «Нартовский муж отнял у тебя коня», — и мне стыдно будет.

Услышав это, Созырыко взялся за рукоять меча и стал запугивать юношу:
— Поскорей бросай своего коня и возвращайся домой на моем коне, не то убью тебя!

При этих словах юноша выхватил меч, и стали биться на мечах, но так и не смогли одолеть друг друга. Бились до полудня, потом надумали передохнуть. Созырыко говорит юноше:
— Теперь я узнал твое мужество, сейчас иди, позже мы еще раз проверим наше мужество.
Израненные, они разошлись в разные стороны. Юноша, обливаясь кровью, пришел домой, отец увидел его и спрашивает:
— Что с тобой, сын?
— Твой гость хорошо меня отблагодарил, коня у меня менял, я же не согласился, вот мы и изранили друг друга. Двенадцать ран он нанес мне, двенадцать ран — я ему. Теперь должны еще раз встретиться
— слово друг другу дали.
— А ты почему бился? Биться с гостем позорно, теперь мы опозорились.
— Ссора началась, когда мы уже перешли границу.
— Тогда ничего, выздоравливай, а там видно будет, может ваша ссора кончится миром.


Созырыко не показывался ни нартам, ни чинтам до тех пор, пока полностью не выздоровел. Когда выздоровел, глянул на свои, рубцы и сказал:
— Как мне простить эти рубцы кумскому юноше, отправлюсь-ка к нему, может, не станет скрываться, и где-нибудь встретимся.

Сел на коня и отправился к границе. В тот же день и кумский юноша к границе приехал, думая, что удастся отплатить нарту за обиду. Повстречались друг с другом в темном лесу. Тогда Созырыко улыбнулся и говорит:
— Давай помиримся, ведь уже испытали мы силу друг друга; чем зло друг другу чинить, станем лучше друзьями.

Кумский юноша отвечает ему:
— Не верю тебе больше, Созырыко, коварный ты человек, и больше ко мне не подходи.

Тогда Созырыко вынул меч, положил его на луку седла, щит на землю бросил, колчан со стрелами позади седла привязал, сам подошел к юноше, взял его за руку и сказал:
— Не будем больше состязаться в силе, испытаем себя в жизни. А путь нам укажет твой отец.

Юноша поверил Созырыко, ни слова больше ему не сказал, оба поклялись землей и поехали к отцу юноши. Подъехали к дому, уже помирившись. Юноша слез с коня, а Созырыко не слезает. Тогда вышел к нему отец юноши и говорит:
— Пожалуйста, слезь с коня, ведь ты наш гость, войди в дом, хозяевами тебе будем.

Созырыко ему сказал:
— Испытывали мы силу друг друга с твоим сыном, но никто из нас не оказался сильнее другого. Решили испытать себя в деле, укажи нам какую-нибудь нетронутую землю, там и испытаем нашу силу.
Старик сказал:
— Больше не знаю ни одной такой земли, которую не покорили бы нарты и чинты. Только на горе Ахохай знаю скот трех богом любимых братьев, их пастуха никто никогда не осилил и впредь не осилит, разве кроме как в конце света.

Тогда Созырыко спрыгнул с коня и сказал:
— Да ведь я такого и ищу, чтобы испробовать против него нашу силу.

Старик сказал:
— Не одолеть его силой, только умом; входите в дом, и я дам вам совет.

Юноша и Созырыко вошли в дом, и старик стал говорить:
— Дочь моя очень красива, оденьте ее в дорогие ткани, потом дайте ей один фандыр для ног, другой — для рук; потом возьмите ее с собой на гору Ахохай. Там войдите в дом пастуха — сам он в это время со стадом на пастбище будет. В доме пастуха есть кресло из слоновой кости — усадите девушку в кресло, дайте ей фандыр и пусть играет. Вы же сами спрячетесь по обе стороны двери. Вечером вернется пастух. Как только он откроет дверь, так увидит девушку. Женщин пастух редко видит. Девушка улыбнется ему, и пастух, если будет ваше счастье, тут же упадет в обморок. Тогда быстро вы привяжите его к среднему столбу дома, а потом забирайте его стада.

Созырыко и юноша сделали все, как научил их старик. Когда пастух пришел и открыл дверь, то увидел в кресле из слоновой кости девушку, играющую на фандыре. Девушка улыбнулась пастуху, и пастух от большой страсти упал в обморок, а Созырыко и юноша привязали его к среднему столбу дома. Здесь же зарезали себе барана, сварили его и сели есть. Привязанному пастуху давали разные куски мяса, но тот ничего не брал. Под конец Созырыко подал ему бедренную кость, пастух взял ее и вырвал зубами альчик, потом, поставив альчик на лоб, метнул его. Альчик полетел кружась и упал на цыг перед тремя богом любимыми братьями в тот момент, когда те ужинали.

Тогда кумский юноша сказал Созырыко:
— Будь ты неладен, Созырыко, этот альчик вестником тревоги полетел к хозяевам скота — богом любимым братьям. Теперь надо побыстрей гнать скот.

Погнали перед собой скот и оказались посреди большой степи. Тут их и застал рассвет.

Богом любимые три брата вышли по тревоге и прежде всего к пастуху пришли, развязали его и начали вчетвером догонять Созырыко и юношу.

Вот уже и догоняют их в степи, но тут взмолился Созырыко:
— Святой покровитель мужчин Уастырджи, потребовалась нем твоя помощь, помоги нам!

Услышал Уастырджи мольбу Созырыко, пошел к богу, снял перед ним шапку и говорит:
— Сегодня произойдет много горьких бед, но если позволишь я примирю людей.

Бог не позволил. Уастырджи разгневался на него, ни слова ему больше не сказал. Сам пролетел над Созырыко и тремя братьями, сбросил свой гребень, и тогда между ними в степи вырос темный лес. Пока преследователи шли по лесу, скот ушел далеко вперед. Уастырджи второй раз пришел к богу, чтобы тот позволил ему помирить их. Но бог опять не согласился, и сказал он Уастырджи:
— Не мешай им, и пусть каждый поступит в соответствии со своим характером.

Во второй раз пролетел Уастырджи над Созырыко и тремя братьями; сбросил он черный камень и между ними выросла черная гора. Пока преследователи преодолевали гору, скот ушел далеко вперед. Уастырджи в третий раз пришел к богу, поклонился ему и опять попросил у него позволения примирить Созырыко и трех братьев.

Тогда бог сказал ему:
— Всякий раз ты бываешь на стороне похитителей, абреков и насильников, на этот раз еще дам тебе право, если примиришь их по
справедливости.
— Примирю их — они не насильники.


Сам Уастырджи на белом коне явился между Созырыко и преследователями. Говорит им:
— Стойте пока здесь, я остановлю похитителей и спрошу, почему они угоняют ваш скот.

Те остановились. Уастырджи догнал похитителей и спрашивает:
— Чей скот гоните?

Те ответили:
— Гоним скот трех богом любимых братьев.
— Так ведь они уже догнали вас. Что же будете делать? Если хотите, примирю вас — сказал Уастырджи.
— Что может быть лучше этого, мы согласны.
— А кто у вас эта девушка? Тоже похищенная?
— Нет, это моя сестра,
— сказал кумский юноша.

Уастырджи, смеясь, вернулся к хозяевам скота и сказал им:
— Да ведь они свой калым угоняют, какие же они насильники, — и подвел их друг к другу.

Здесь же выдали девушку за младшего брата, двое других братьев женатыми были, а Созырыко и юноша мирно расстались с ними и погнали скот дальше. Уастырджи поднялся к богу — бог остался им доволен.

Созырыко и юноша пригнали скот к отцу юноши. Утром стали делить скот, и Созырыко поделил его на три части. Юноша думает про себя: «Зачем он разделил скот на три части? Может, две части себе хочет взять, тогда ссорой это кончится».

Созырыко сказал:
— Что ты загрустил, юноша, ведь я правильно скот разделил. Одна часть скота — это калым за девушку, еще одна часть — твоя другая часть — моя.

Юноша и старый кумский муж, довольные дележом Созырыко, свою долю скота тоже ему отдали и еще вдобавок из своего скота ему часть дали, с честью проводили его до границы. Дали ему и шкуру золотого оленя. С тех пор Созырыко и юноша стали побратимами.

— Созырыко со скотом пришел в Нартовское село и не раз устраивал нартам пиршества.




Источник:Нарты. Осетинский героический эпос. Т.А. Хамицаева А.Х. Бязыров
Автор: Humarty   

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама
где купить школьную сумку на плечо недорого