.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Военное искусство. «Земляные» укрепленные поселения
Слабая изученность средневековых аланских городищ (291, с.72) не дает нам в полной мере осветить этот вопрос, однако, постараемся сделать это, насколько позволяют материалы.
Поселения конца 1V-V вв. обычно не имеют оборонительных сооружений, но расположены в таких местах, которые имеют надежные естественные укрепления, - на высоких мысах в долинах рек (например, Карт-Джуртское и Гилячское поселения) или даже на плоскогорьях водоразделов (Тамгацикское и Кызыл-Калинское) (54, с. 125).
Автор: Humarty    Просмотров: 6846 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Фортификация
Фортификация определяет собой науку об укреплении. Способы возведения и сами формы отдельных фортификационных построек, согласуясь с одной стороны с уровнем развития техники, с другой должны были применяться к боевым требованиям, и вот здесь-то на фортификационную форму особое влияние оказывало военное дело, военное искусство. В конечном результате фортификация, будучи с одной стороны отраслью техники, а с другой - военного искусства, всегда отражала на себе как политическое и экономическое, так и военное состояние государства (как то: численность армии и способы ее действия в бою, т.е. тактика войск, и развитие средств поражения) (391, с.7).
Автор: Humarty    Просмотров: 5265 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Пятый период (XIII-XV вв.)
Этот период характеризуется господством на Северном Кавказе монголо-татарских орд, наложившим свой отпечаток на военное искусство алан. Серьезнейшие изменения претерпевает стратегия. Если в первом столкновении с монгольским экспедиционным корпусом Субэдэй-богатура и Джебе-Нойона в 1222 г. аланы использовали стратегическую концепцию предыдущего периода как то: привлечение союзников (кипчаков) и всех своих сил в одном из приграничных укрепленных пунктов для проведения одного решающего сражения с целью недопущения противника на основную территорию страны. Однако, как это известно, это оказалось неэффективно против монголов, ловко играющих на противоречиях между союзниками, добившихся распада алано - кипчакской коалиции и разгромивших бывших соратников по отдельности. Вероятно, с этим поражением следует связывать упадок центральной власти в Алании и начало феодальной раздробленности, которую описывает в 1235 г. католический миссионер Юлиан: «столько местечек, столько князей, из которых никто не считает себя подчиненным другому. Здесь постоянная война князя с князем, местечка с местечком: во время пахания все люди одного местечка, вооруженные, вместе отправляются на поле, вместе косят и то на смежном пространстве и вообще, выходя за пределы своего местечка для рубки дров, или для какой бы то ни было работы, идут все вместе и вооруженные, а в малом числе не могут никак выйти безопасно из своих местечек, зачем бы то ни было (1, с.33).
Автор: Humarty    Просмотров: 4724 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Четвертый период (X - XII вв.)
Этот период характеризуется стабильной внешнеполитической обстановкой без крупных военных конфликтов. Аланские войска приглашаются в качестве равноправных союзников (чаще всего грузинами) для совместных походов. Структура последних хорошо описана грузинскими историками XII в.; так, Басили сообщает, что «порубежники находили дело, или крепость, подлежавшую взятию, или подступившего туркмена, или город, подлежавший разрушению, или страну, подлежавшую опустошению, докладывали, и она (царица Тамара - С.А.) рассматривала дело и исследовала. Если стоило того, чтобы собирали войско, повелевала Захарию и Иване (военным министрам - С.А.), и те собирали войско, сам царь Давид (осетинский царевич Давид-Сослан - С.А.) отправился во главе их, ниоткуда не возвращавшийся не победив.» (355, с.80-81). Мелкие же набеги, преследующие цель ограбления соседних стран (что являлось регулярной функцией всякого государства в феодальную эпоху) осуществлялись под руководством правителей приграничных областей (355, с. 81). Следовательно, в стратегическом плане аланы получают (если так можно выразиться), самостоятельность, поскольку военные компании им приходится вести, уже не приспосабливаясь к стратегии своего сильного союзника.
Автор: Humarty    Просмотров: 2633 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Третий период (VII - IX вв.)
Стратегия. Как и для всей территории Европы (313, с. 79), военное искусство Алании этого периода не представляет интереса. Развитие государственной власти, как и в остальных регионах, сопровождалось военными конфликтами, но военные возможности алан в этот период резко сокращаются, это было обусловлено выделением небольшой прослойки профессиональных воинов, монополизировавших право на «военный бизнес».
Автор: Humarty    Просмотров: 4830 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Второй период (IV-VI вв.)
Великое переселение народов внесло значительные изменения в стратегическую концепцию алан. Взамен быстрого, внезапного набега, когда нападавшие удовлетворялись поверхностной добычей, получают распространение грандиозные походы, в которых грабеж осуществлялся неспешно и методично. Естественно, подобные мероприятия требовали значительной военной силы, гораздо большей, чем представляли собой аланские племена, поэтому начинает широко использоваться практика совместных походов с другими народами. Следует отметить, что нечто подобное имело место еще на раннем этапе аланской истории, когда, как пишет Моисей Хоренский (V в.), «аланы, соединившись с горцами и, привлекши на свою сторону половину Иверии» (43, т.1, с. 68), осуществили набег на Армению в конце I в. Однако если в то время аналогичный факт был достаточно редким явлением, то с IV в. совместные военные мероприятия получают повсеместный характер. Влившись в гигантский поток кочевых народов, двигавшихся на Запад, аланы попадают в эпицентр политической жизни Европы. Беспрестанные сражения, непрочные союзы, в которых соратники, сражающиеся плечом к плечу, на следующий день уже бились насмерть, стремительные взлеты и сокрушительные падения - вот реалии той атмосферы, в которую погрузились аланы. Говорить о какой-либо стратегии в этот период невозможно, господствовал только один принцип - выжить любой ценой в этой «войне всех против всех» и добиться могущества. Так, Павел Оросия (VВ.) говорит «о частых раздорах между собой самих варваров, когда по очереди два клина готов, а затем аланы и гунны грабили друг друга, производя разные убийства» (208, с.61).
Автор: Humarty    Просмотров: 1783 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Первый период (I-III)
Стратегия В начале новой эры образ жизни аланских племен соответствовал описанию Лукиана (род. ок. 125г. н.э.): «У пас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападение, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи»(368, с.65). Действительно, кочевой образ жизни(295, с.39-40) определял главные принципы аланской стратегии этого периода. Основным видом военных действий были набеги на соседние страны с целью грабежа. Вот как подобное мероприятие 72 года описывал Иосиф Флавий (37 - ок. 100 г.): «замыслив вторгнуться с целью грабежа в Мидию, аланы, напав огромной массой на ничего не подозревавших мидян, стали опустошать многолюдную и наполненную всяким скотом страну, причем никто не осмеливался им противится, ибо и царствующий, в этой стране Пакор убежал от страха в неприступные места. Итак, производя грабежи с большойлегкостью и без сопротивления, они дошли до Армении, все опустошая» (22, т.2, с.336). Следовательно, основной стратегической концепцией алан было застать противника врасплох и не дать собрать армию, а стремительно промчаться по всей стране, опустошая ее, и в максимально сжатые сроки вернуться обратно с богатой добычей. В случае если подвергшаяся нападению страна успевала собрать войска, давалось одно генеральное сражение. При победе в нем «аланы, еще более рассвирепевшие вследствие битвы, опустошили страну и возвратились домой с богатым количеством пленных и другой добычей»(22. т.2, с.336). Впрочем, аланы могли и не грабить страну, а, как свидетельствует Дион Кассий (род. 155 г.), «возвратиться в свою землю, удовольствовавшись дарами» (8. ч.I. с. 173).
Автор: Humarty    Просмотров: 2620 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство. Первый период (I-III)
Стратегия В начале новой эры образ жизни аланских племен соответствовал описанию Лукиана (род. ок. 125г. н.э.): «У пас ведутся постоянные войны, мы или сами нападаем на других, или выдерживаем нападение, или вступаем в схватки из-за пастбищ и добычи»(368, с.65). Действительно, кочевой образ жизни(295, с.39-40) определял главные принципы аланской стратегии этого периода. Основным видом военных действий были набеги на соседние страны с целью грабежа. Вот как подобное мероприятие 72 года описывал Иосиф Флавий (37 - ок. 100 г.): «замыслив вторгнуться с целью грабежа в Мидию, аланы, напав огромной массой на ничего не подозревавших мидян, стали опустошать многолюдную и наполненную всяким скотом страну, причем никто не осмеливался им противится, ибо и царствующий, в этой стране Пакор убежал от страха в неприступные места. Итак, производя грабежи с большойлегкостью и без сопротивления, они дошли до Армении, все опустошая» (22, т.2, с.336). Следовательно, основной стратегической концепцией алан было застать противника врасплох и не дать собрать армию, а стремительно промчаться по всей стране, опустошая ее, и в максимально сжатые сроки вернуться обратно с богатой добычей. В случае если подвергшаяся нападению страна успевала собрать войска, давалось одно генеральное сражение. При победе в нем «аланы, еще более рассвирепевшие вследствие битвы, опустошили страну и возвратились домой с богатым количеством пленных и другой добычей»(22. т.2, с.336). Впрочем, аланы могли и не грабить страну, а, как свидетельствует Дион Кассий (род. 155 г.), «возвратиться в свою землю, удовольствовавшись дарами»(8. ч.I. с. 173).
Автор: Humarty    Просмотров: 1864 | Комментировать | Читать дальше
Военное искусство
Способы употребления вооруженных сил составляют формы ведения войны, учение о которых и называется военным искусством (340, т.2, с. 16). В рамках данного раздела нами будут рассматриваться вопросы аланской стратегии и тактики, тесно связанные между собой. Стратегия охватывает вопросы теории и практики подготовки вооруженных сил к войне, ее планирование и ведение, исследует закономерности войны, разрабатывает способы и формы подготовки и ведения стратегических операций, определяет цели и задачи армиям, распределяет силы по театрам военных действий и стратегическим направлениям. Стратегия тесно связана с политикой государства и вытекает из требований военной доктрины. Тактика включает в себя теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями, частями и подразделениями. В силу того, что военное искусство определяется уровнем развития производства и характером общественного строя, зависит от исторических и национальных особенностей страны, географических условий и т.п., применительно к аланам, на наш взгляд, целесообразнее рассматривать его по периодам.
Автор: Humarty    Просмотров: 3142 | Комментировать | Читать дальше
««« 1 2 3 4 5 »»»

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама
работа журналист фриланс дизайнер фриланс;самоклеющаяся пленка под дерево;курсы повышения по предрейсовым осмотрам;Купить Фонарь: фонарь для охоты.;Кондиционер для белья Умка