.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Об Ахсактемуре
Об АхсактемуреОчень давно, когда ангелы странствовали вместе с людьми, жил один злой человек, по имени Ахсактемур, ходивший вместе с ангелами по небу. В известное время дня он непременно ходил к реке. В это время жили на земле семь братьев-простаков. Ахсактемур сильно притеснял их, и, не будучи в состоянии с ним бороться, они сказали: "В известное время дня он ходит к воде и находится в зависимости от Водяного (Донбеттыр). Пойдем к Водяному и возьмем у него мальчика на воспитание, чтобы приобрести его покровительство". Так они сделали и взяли у Водяного питомца. Узнав об этом, Ахсактемур сказал: "Посмотрим, побоюсь ли я Водяного!" Он пошел к братьям и убил их питомца. Братья, рыдая, рассказали об этом Водяному. Тогда тот сказал: "Один раз в день Ахсактемур ходит к воде, старайтесь тут его подкараулить и убить при моей помощи". Узнав об этом, Ахсактемур перестал ходить к воде, а сел посреди неба и поставил себе сторожами двух жеребцов. А братья (звезды Большой Медведицы) начали бродить вкривь по направлению к реке (Млечному пути), говоря: "Он придет, придет!" Когда начинает рассветать, они замечают Полярную звезду вверху и направляются к ней, но с рассветом она пропадает в солнечном свете.
Автор: Humarty    Просмотров: 6145 | Комментировать | Читать дальше
Из книги Б. А. Калоева "Скотоводство у народов Северного Кавказа"
Стремясь уберечь скот от порчи, горцы огораживали свои скотные дворы кольями с насаженными на них черепами животных. Наряду с этим широко использовали ношение животными амулетов, чаще всего из железа.
Считалось, что при замене закваски снизится удой молока и доходы семьи, поэтому ее не давали посторонним. Первый изготовленный сыр и масло посвящали покровителю дома и места (Бынатыхицау) и откладывали обычно до нового года. Для этого вовнутрь большого сыра клали альчик, по стуку которого хозяйка узнавала его среди других сыров, хранившихся в большой деревянной кадке. В течение недели семья ела их, не давая посторонним ("Урсаджы къуыри" - "Молочная неделя").
У осетин широко практиковалось гадание по бараньей лопатке. Предсказатели оповещали о самых разных событиях, которые произошли или могли произойти в будущем: нападение на стадо грабителей или волков, голод или урожай в будущем году.
Автор: Humarty    Просмотров: 5540 | Комментировать | Читать дальше
Из книги Б. А. Галаева "Осетинские народные песни"
Из книги Б. А. Галаева "Осетинские народные песни"Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии в дореволюционные годы обособленно. Пение женщин в присутствии мужчин в старое время не допускалось обычаем; женщины пели только тогда, когда оставались одни, свои особые песни.
В традиционной мужской хоровой песне отчетливо выступают две стилевые тенденции. Одна из них обнаруживается наиболее ярко в героической песне, другая - в плясовой, застольной и сатирической, шуточной песне.
Мужские хоровые героические песни начинаются запевом высокого тенора, реже высокого баритона; далее мелодия запева развивается в речитации солиста, исполняемой на фоне хора, вступающего после первой фразы запева или же в конце этой фразы. Вторую строфу начинает обычно тот же, а иногда и другой солист. Нередко два запевалы чередуются на протяжении всей песни.
Хоровому стилю героической песни наиболее близок хоровой стиль песен о мифологических покровителях, хотя мелодика этих последних песен имеет иной, эпически спокойный оттенок, отличающий ее от напористо-взволнованной мелодики героических песен.
Автор: Humarty    Просмотров: 3811 | Комментировать | Читать дальше
Осетинский календарь
В отличие от современного человека, люди прошлого не воспринимали время как единое и одномерное. Можно сказать, что человек жил в потоке нескольких типов времени, имевших разные формы. Время мифологическое - это время мифических первопредков и повторяющихся обрядовых циклов. Время историческое - это представление об этапах становления общества и память о генеалогических предках. Время реальное - это период от рождения человека до его смерти. Время физическое - это соотношение человеческой жизни с природными циклами: чередой лет и сменой времен года.
Календарь. Сложное представление о времени отразилось в календаре и связанных с ним названиях сезонов года, месяцев, дней недели. Календарь - это система счисления временных промежутков.
Народный календарь осетин был основан на солнечном годе, состоящем из 12 месяцев. А месяцеисчисление было лунное. Месяц исчислялся от новолуния до новолуния и состоял из 28 дней или четырех недель.
Год по-осетински - "афæдз", месяц - "мæй" (этим словом определяется также луна); неделя называется "къуыри". За начало Нового года у осетин был принят праздник "Ног бон", что соответствует русскому Новому году по старому стилю. С этого дня начинался отсчет времени в новом годичном цикле.
Автор: Humarty    Просмотров: 21734 | Комментировать | Читать дальше
Почему Уастырджи святой-покровитель мужчин
Почему Уастырджи святой-покровитель мужчинУастырджи был земным святым и с небожителями тоже сидел за одним столом.
Когда-то давным-давно хозяева рек и источников никому не позволяли брать воду без дани. Тогда в одном городе ежегодно платили дракону дань, платили они дань дракону девушками. Один год - одна семья, следующий год - другая, и так по очереди.
Уастырджи видел это и огорчался.
Однажды спустился он на своем белом коне с небес к земным людям и объезжал все народы. В одном месте бедняк вез дрова по дороге, и его сани сломались в грязной луже. Не в силах вытащить их, он решил сходить в село за помощью. Быков с дровами он оставил в том месте и взмолился: "Уастырджи, поручаю своих быков твоему покровительству!" Когда бедняк скрылся, Уастырджи превратил сани в совершенно новые, а быков запряг в них и отпустил. Бедняк, возвращаясь с чужими быками, видит, что свои быки идут навстречу и везут дрова, сложенные на новых санях. Бедняк, конечно, очень обрадовался.
Уастырджи отправился дальше и видит: в праздничный день у другого бедняка ребенок тяжело заболел и находится при смерти. Был день святого Уастырджи, и бедняк мучился: оставить ли жертвенное животное для тризны или для праздника. Тогда Уастырджи явился к нему в образе старика и поприветствовал его.
Автор: Humarty    Просмотров: 11657 | Комментировать | Читать дальше
Из трудов В. И. Абаева о языке
Из трудов В. И. Абаева о языкеДля того чтобы то или иное явление нашло отражение в языке, недостаточно, чтобы оно было воспринято, необходимо, чтобы оно было осознано, необходимо, чтобы оно было тем или иным способом приобщено к системе хозяйственного и социального опыта коллектива.
Допустим, что в сферу осознания коллектива вошло какое-нибудь новое явление или отношение. Оно требует выражения в языке. Как удовлетворяется языком эта потребность? Путем изобретения какого-нибудь совершенно нового слова, формы или оборота? Ни в коем случае. Элементы изобретательства почти совершенно в языке отсутствуют. Для выражения нового явления или отношения используется старый речевой материал, тем или иным способом скомбинированный, измененный, приспособленный.
Именно в силу различий в мышлении, мировоззрении мы видим часто, что одно и то же, по своей объективной сущности, явление или отношение может выражаться в различных средах совершенно различными способами. Различие заключено, разумеется, не в ощущении, а в осознании. По свойствам нашего сознания, отражающим свойства самой действительности, никакое новое явление или отношение, будучи нами, воспринято в опыте, не остается изолированным, отделенным стеной от всего предшествующего опыта. Независимо от нашего желания, в осознании и наречении нами вещей, явлений и отношений выявляется наше общественно детерминированное мышление, мировоззрение, идеология.
Автор: Humarty    Просмотров: 4190 | Комментировать | Читать дальше
Эпоха легенд
Первые упоминания скифов на страницах истории относятся лишь к VII столетию до н.э. Тогда это был уже многочисленный и сильный народ, наводивший ужас на соседей. Одно это говорит о том, что к тому моменту скифские племена прошли немалый путь исторического развития. Кроме же того, жили скифы в ту пору уже существенно западнее древнеиранской прародины, вторгаясь в земли Ближнего Востока через Северный Кавказ.
Античные историки были уверены, что скифы гораздо древнее первых достоверных сведений о них. Первый подробно писавший о них автор - греческий «отец истории» Геродот - относил, как увидим далее, начало скифской истории к XVI в. до н.э. Это не мешало ему считать скифов народом самым молодым на земле - в сравнении с многими десятками веков истории Египта или Вавилона. Римский же историк Помпей Трог, напротив, считал скифов народом из древнейших - и отодвигал их прошлое едва ли не в III тысячелетие до н.э.
Естественно, к выкладкам античных историописателей относиться надо с большой долей осторожности. Особенно если они меряют время тысячами лет, не называя точных сроков. Однако в случае с началами скифской истории некий ориентир для расчётов у греков и римлян имелся. И являлись этим ориентиром собственные скифские предания.
Автор: Humarty    Просмотров: 5541 | Комментировать | Читать дальше
Скифский мудрец
Скифский мудрецНемало способствовали благополучию скифов развивавшиеся связи с греками. Если на востоке Крыма отношения оставались в основном натянутыми и греческие города объединялись для противостояния кочевникам, то в других областях завязалась взаимовыгодная торговля. Основными её центрами являлись Ольвия и почти слившийся с нею город-торг Борисфен на острове Березань. Оба уже в конце VII в. до н.э. оживлённо торговали с земледельческой лесостепью.
Развитие торговых связей влекло за собой связи культурные и религиозные. Общавшаяся с греками кочевая знать постепенно проникалась интересом к почти неведомой прежде культуре, высокой, но столь отличной от строгих форм Передней Азии. Однако восприятие чужеземных обычаев встречало, естественно, и сопротивление в скифском обществе.
Паралаты сталкивались с эллинами ещё в Малой Азии и на Северном Кавказе. Одной из жён скифского царя Гнура в конце VII в. до н.э., то есть в период пребывания в Передней Азии, стала некая гречанка. От неё у царя был сын Анахарсис. Престол Гнура после смерти унаследовал другой (видимо, младший) сын, Сальвий.
Автор: Humarty    Просмотров: 7600 | Комментировать | Читать дальше
Римская эра
Римская эраВ 31 г. до н.э. морской битвой при Акции завершились гражданские войны в Римской республике - и сама история республики. Победитель Октавиан Цезарь стал Августом - первым императором выстроенной им Римской империи. Восстановив и укрепив свои силы, Рим вновь обратил их вовне, собирая под своей властью народы Средиземноморья, Причерноморья и Западной Европы.
Племена и правители Северного Причерноморья, уже имевшие опыт противостояния с римлянами, понимали нависавшую над ними угрозу. Одно за другим государства и племенные объединения древней Скифии признают зависимость от Рима. В числе первых отправили своё посольство к Августу скифские цари. Оно прибыло к римскому императору уже в 25 г. до н.э., когда он завершал победоносную войну против непокорных племён северо-западной Испании. Пройдя почти половину ведомого тогда мира, скифы нашли Августа под городом Тарракон. Они просили его о «дружбе» и союзе, фактически признавая над собой верховенство империи. Одновременно со скифами Августа посетило посольство из Индии - прошедшее ради встречи с ним уже всю ойкумену. Одно это могло вселить ещё больший трепет в скифских посланцев. Тогда же или вскоре после этого «дружбу» Рима вымаливали у нового его властелина другие властители Причерноморья - предводители сарматов и бастарнов.
Автор: Humarty    Просмотров: 4001 | Комментировать | Читать дальше
Последний проблеск величия
Последний проблеск величияДолгое время первым достоверно известным царём Крымский Скифии считался правивший в третьей четверти II в. до н.э. Скилур, о котором сохранилось немало свидетельств. О его предшественниках было известно лишь то, что получил он власть по наследству от отца. Однако недавно при раскопках в Неаполе были обнаружены остатки сооружённого Скилуром около 130 г. до н.э. мавзолея в честь Аргота. Расположен мавзолей в дворцовом комплексе. Скилур в выспренней, воспевающей больше самого строителя эпитафии провозглашает умершего («близкого сородича») образцом для подражания. Всё это с высокой вероятностью указывает нам, что Аргот был предшественником Скилура и его отцом, тем самым, от которого он унаследовал власть. События правления Аргота по отдельным надписям и сведениям античных писателей поддаются воссозданию.
Вступив на престол после гибели своего отца от рук Амаги, Аргот оказался в крайне сложной ситуации. С одной стороны, загнанным в крымские горы скифам требовалось жизненное пространство. С другой - Скифское царство оказалось в почти полной международной изоляции, затиснутое между враждебными Херсонесом и сарматами. Аргот не мог позволить себе исполнить требования последних и оставить Херсонес в покое. А это осложняло положение ещё больше. К началу 170-х гг. скифы вновь беспокоили Херсонес.
Автор: Humarty    Просмотров: 6958 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Июнь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (5)

Реклама