.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Из книги Б. А. Калоева "Скотоводство у народов Северного Кавказа"
Стремясь уберечь скот от порчи, горцы огораживали свои скотные дворы кольями с насаженными на них черепами животных. Наряду с этим широко использовали ношение животными амулетов, чаще всего из железа.
Считалось, что при замене закваски снизится удой молока и доходы семьи, поэтому ее не давали посторонним. Первый изготовленный сыр и масло посвящали покровителю дома и места (Бынатыхицау) и откладывали обычно до нового года. Для этого вовнутрь большого сыра клали альчик, по стуку которого хозяйка узнавала его среди других сыров, хранившихся в большой деревянной кадке. В течение недели семья ела их, не давая посторонним ("Урсаджы къуыри" - "Молочная неделя").
У осетин широко практиковалось гадание по бараньей лопатке. Предсказатели оповещали о самых разных событиях, которые произошли или могли произойти в будущем: нападение на стадо грабителей или волков, голод или урожай в будущем году.
Автор: Humarty    Просмотров: 6252 | Комментировать | Читать дальше
Из книги Б. А. Галаева "Осетинские народные песни"
Из книги Б. А. Галаева "Осетинские народные песни"Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии в дореволюционные годы обособленно. Пение женщин в присутствии мужчин в старое время не допускалось обычаем; женщины пели только тогда, когда оставались одни, свои особые песни.
В традиционной мужской хоровой песне отчетливо выступают две стилевые тенденции. Одна из них обнаруживается наиболее ярко в героической песне, другая - в плясовой, застольной и сатирической, шуточной песне.
Мужские хоровые героические песни начинаются запевом высокого тенора, реже высокого баритона; далее мелодия запева развивается в речитации солиста, исполняемой на фоне хора, вступающего после первой фразы запева или же в конце этой фразы. Вторую строфу начинает обычно тот же, а иногда и другой солист. Нередко два запевалы чередуются на протяжении всей песни.
Хоровому стилю героической песни наиболее близок хоровой стиль песен о мифологических покровителях, хотя мелодика этих последних песен имеет иной, эпически спокойный оттенок, отличающий ее от напористо-взволнованной мелодики героических песен.
Автор: Humarty    Просмотров: 3970 | Комментировать | Читать дальше
Осетинский календарь
В отличие от современного человека, люди прошлого не воспринимали время как единое и одномерное. Можно сказать, что человек жил в потоке нескольких типов времени, имевших разные формы. Время мифологическое - это время мифических первопредков и повторяющихся обрядовых циклов. Время историческое - это представление об этапах становления общества и память о генеалогических предках. Время реальное - это период от рождения человека до его смерти. Время физическое - это соотношение человеческой жизни с природными циклами: чередой лет и сменой времен года.
Календарь. Сложное представление о времени отразилось в календаре и связанных с ним названиях сезонов года, месяцев, дней недели. Календарь - это система счисления временных промежутков.
Народный календарь осетин был основан на солнечном годе, состоящем из 12 месяцев. А месяцеисчисление было лунное. Месяц исчислялся от новолуния до новолуния и состоял из 28 дней или четырех недель.
Год по-осетински - "афæдз", месяц - "мæй" (этим словом определяется также луна); неделя называется "къуыри". За начало Нового года у осетин был принят праздник "Ног бон", что соответствует русскому Новому году по старому стилю. С этого дня начинался отсчет времени в новом годичном цикле.
Автор: Humarty    Просмотров: 23347 | Комментировать | Читать дальше
Почему Уастырджи святой-покровитель мужчин
Почему Уастырджи святой-покровитель мужчинУастырджи был земным святым и с небожителями тоже сидел за одним столом.
Когда-то давным-давно хозяева рек и источников никому не позволяли брать воду без дани. Тогда в одном городе ежегодно платили дракону дань, платили они дань дракону девушками. Один год - одна семья, следующий год - другая, и так по очереди.
Уастырджи видел это и огорчался.
Однажды спустился он на своем белом коне с небес к земным людям и объезжал все народы. В одном месте бедняк вез дрова по дороге, и его сани сломались в грязной луже. Не в силах вытащить их, он решил сходить в село за помощью. Быков с дровами он оставил в том месте и взмолился: "Уастырджи, поручаю своих быков твоему покровительству!" Когда бедняк скрылся, Уастырджи превратил сани в совершенно новые, а быков запряг в них и отпустил. Бедняк, возвращаясь с чужими быками, видит, что свои быки идут навстречу и везут дрова, сложенные на новых санях. Бедняк, конечно, очень обрадовался.
Уастырджи отправился дальше и видит: в праздничный день у другого бедняка ребенок тяжело заболел и находится при смерти. Был день святого Уастырджи, и бедняк мучился: оставить ли жертвенное животное для тризны или для праздника. Тогда Уастырджи явился к нему в образе старика и поприветствовал его.
Автор: Humarty    Просмотров: 13055 | Комментировать | Читать дальше
Из трудов В. И. Абаева о языке
Из трудов В. И. Абаева о языкеДля того чтобы то или иное явление нашло отражение в языке, недостаточно, чтобы оно было воспринято, необходимо, чтобы оно было осознано, необходимо, чтобы оно было тем или иным способом приобщено к системе хозяйственного и социального опыта коллектива.
Допустим, что в сферу осознания коллектива вошло какое-нибудь новое явление или отношение. Оно требует выражения в языке. Как удовлетворяется языком эта потребность? Путем изобретения какого-нибудь совершенно нового слова, формы или оборота? Ни в коем случае. Элементы изобретательства почти совершенно в языке отсутствуют. Для выражения нового явления или отношения используется старый речевой материал, тем или иным способом скомбинированный, измененный, приспособленный.
Именно в силу различий в мышлении, мировоззрении мы видим часто, что одно и то же, по своей объективной сущности, явление или отношение может выражаться в различных средах совершенно различными способами. Различие заключено, разумеется, не в ощущении, а в осознании. По свойствам нашего сознания, отражающим свойства самой действительности, никакое новое явление или отношение, будучи нами, воспринято в опыте, не остается изолированным, отделенным стеной от всего предшествующего опыта. Независимо от нашего желания, в осознании и наречении нами вещей, явлений и отношений выявляется наше общественно детерминированное мышление, мировоззрение, идеология.
Автор: Humarty    Просмотров: 4563 | Комментировать | Читать дальше
Эпоха легенд
Первые упоминания скифов на страницах истории относятся лишь к VII столетию до н.э. Тогда это был уже многочисленный и сильный народ, наводивший ужас на соседей. Одно это говорит о том, что к тому моменту скифские племена прошли немалый путь исторического развития. Кроме же того, жили скифы в ту пору уже существенно западнее древнеиранской прародины, вторгаясь в земли Ближнего Востока через Северный Кавказ.
Античные историки были уверены, что скифы гораздо древнее первых достоверных сведений о них. Первый подробно писавший о них автор - греческий «отец истории» Геродот - относил, как увидим далее, начало скифской истории к XVI в. до н.э. Это не мешало ему считать скифов народом самым молодым на земле - в сравнении с многими десятками веков истории Египта или Вавилона. Римский же историк Помпей Трог, напротив, считал скифов народом из древнейших - и отодвигал их прошлое едва ли не в III тысячелетие до н.э.
Естественно, к выкладкам античных историописателей относиться надо с большой долей осторожности. Особенно если они меряют время тысячами лет, не называя точных сроков. Однако в случае с началами скифской истории некий ориентир для расчётов у греков и римлян имелся. И являлись этим ориентиром собственные скифские предания.
Автор: Humarty    Просмотров: 5790 | Комментировать | Читать дальше
Скифский мудрец
Скифский мудрецНемало способствовали благополучию скифов развивавшиеся связи с греками. Если на востоке Крыма отношения оставались в основном натянутыми и греческие города объединялись для противостояния кочевникам, то в других областях завязалась взаимовыгодная торговля. Основными её центрами являлись Ольвия и почти слившийся с нею город-торг Борисфен на острове Березань. Оба уже в конце VII в. до н.э. оживлённо торговали с земледельческой лесостепью.
Развитие торговых связей влекло за собой связи культурные и религиозные. Общавшаяся с греками кочевая знать постепенно проникалась интересом к почти неведомой прежде культуре, высокой, но столь отличной от строгих форм Передней Азии. Однако восприятие чужеземных обычаев встречало, естественно, и сопротивление в скифском обществе.
Паралаты сталкивались с эллинами ещё в Малой Азии и на Северном Кавказе. Одной из жён скифского царя Гнура в конце VII в. до н.э., то есть в период пребывания в Передней Азии, стала некая гречанка. От неё у царя был сын Анахарсис. Престол Гнура после смерти унаследовал другой (видимо, младший) сын, Сальвий.
Автор: Humarty    Просмотров: 8229 | Комментировать | Читать дальше
Римская эра
Римская эраВ 31 г. до н.э. морской битвой при Акции завершились гражданские войны в Римской республике - и сама история республики. Победитель Октавиан Цезарь стал Августом - первым императором выстроенной им Римской империи. Восстановив и укрепив свои силы, Рим вновь обратил их вовне, собирая под своей властью народы Средиземноморья, Причерноморья и Западной Европы.
Племена и правители Северного Причерноморья, уже имевшие опыт противостояния с римлянами, понимали нависавшую над ними угрозу. Одно за другим государства и племенные объединения древней Скифии признают зависимость от Рима. В числе первых отправили своё посольство к Августу скифские цари. Оно прибыло к римскому императору уже в 25 г. до н.э., когда он завершал победоносную войну против непокорных племён северо-западной Испании. Пройдя почти половину ведомого тогда мира, скифы нашли Августа под городом Тарракон. Они просили его о «дружбе» и союзе, фактически признавая над собой верховенство империи. Одновременно со скифами Августа посетило посольство из Индии - прошедшее ради встречи с ним уже всю ойкумену. Одно это могло вселить ещё больший трепет в скифских посланцев. Тогда же или вскоре после этого «дружбу» Рима вымаливали у нового его властелина другие властители Причерноморья - предводители сарматов и бастарнов.
Автор: Humarty    Просмотров: 4226 | Комментировать | Читать дальше
Последний проблеск величия
Последний проблеск величияДолгое время первым достоверно известным царём Крымский Скифии считался правивший в третьей четверти II в. до н.э. Скилур, о котором сохранилось немало свидетельств. О его предшественниках было известно лишь то, что получил он власть по наследству от отца. Однако недавно при раскопках в Неаполе были обнаружены остатки сооружённого Скилуром около 130 г. до н.э. мавзолея в честь Аргота. Расположен мавзолей в дворцовом комплексе. Скилур в выспренней, воспевающей больше самого строителя эпитафии провозглашает умершего («близкого сородича») образцом для подражания. Всё это с высокой вероятностью указывает нам, что Аргот был предшественником Скилура и его отцом, тем самым, от которого он унаследовал власть. События правления Аргота по отдельным надписям и сведениям античных писателей поддаются воссозданию.
Вступив на престол после гибели своего отца от рук Амаги, Аргот оказался в крайне сложной ситуации. С одной стороны, загнанным в крымские горы скифам требовалось жизненное пространство. С другой - Скифское царство оказалось в почти полной международной изоляции, затиснутое между враждебными Херсонесом и сарматами. Аргот не мог позволить себе исполнить требования последних и оставить Херсонес в покое. А это осложняло положение ещё больше. К началу 170-х гг. скифы вновь беспокоили Херсонес.
Автор: Humarty    Просмотров: 7377 | Комментировать | Читать дальше
Начало начал
Начало началКонец III и II тысячелетие до н.э. были бурной эпохой в истории Евразии. По размаху и значению происходившие тогда, в бронзовом веке, события едва ли имели подобия в истории как предшествующих, так и последующих веков. Именно в это время вслед за Египтом и Двуречьем рождаются и растут другие древние цивилизации - сначала Востока, затем уже и Европы. Строятся государства, развивается письменная культура, всё большее число народов расстаётся с первобытной племенной жизнью. Но не только в этом мир меняется. Именно тогда, после многочисленных переселений, в основном сложились существующие поныне границы народов и языков. Происходившие позднее их изменения при всей своей значимости меняли картину гораздо в меньшей степени. Греческая колонизация и римские завоевания, расселения германцев затрагивали преимущественно Европу и Средиземноморье. Масштабные движения тюрков и арабов в Средние века во многом поменяли карту Азии и европейских степей. Но, ни одно из этих событий не перекроило карту всего ведомого мира так, как передвижения племен на заре цивилизации. Ничего подобного не происходило, наверное, до тех пор, пока западные европейцы не колонизовали Америку, а русские не заселили Сибирь - уже в начале нового времени. Но это было уже организованное движение народов цивилизованных. Тогда как бронзовый век видел перемещения многолюдных «варварских» масс, сменявших друг друга на просторах ещё не вполне обжитого материка.
Автор: Humarty    Просмотров: 6542 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама