|
|
|
Традиции мужской и женской песни развивались в Осетии в дореволюционные годы обособленно. Пение женщин в присутствии мужчин в старое время не допускалось обычаем; женщины пели только тогда, когда оставались одни, свои особые песни. В традиционной мужской хоровой песне отчетливо выступают две стилевые тенденции. Одна из них обнаруживается наиболее ярко в героической песне, другая - в плясовой, застольной и сатирической, шуточной песне. Мужские хоровые героические песни начинаются запевом высокого тенора, реже высокого баритона; далее мелодия запева развивается в речитации солиста, исполняемой на фоне хора, вступающего после первой фразы запева или же в конце этой фразы. Вторую строфу начинает обычно тот же, а иногда и другой солист. Нередко два запевалы чередуются на протяжении всей песни. Хоровому стилю героической песни наиболее близок хоровой стиль песен о мифологических покровителях, хотя мелодика этих последних песен имеет иной, эпически спокойный оттенок, отличающий ее от напористо-взволнованной мелодики героических песен.
|
|
|
|
|
|
|
Уастырджи был земным святым и с небожителями тоже сидел за одним столом. Когда-то давным-давно хозяева рек и источников никому не позволяли брать воду без дани. Тогда в одном городе ежегодно платили дракону дань, платили они дань дракону девушками. Один год - одна семья, следующий год - другая, и так по очереди. Уастырджи видел это и огорчался. Однажды спустился он на своем белом коне с небес к земным людям и объезжал все народы. В одном месте бедняк вез дрова по дороге, и его сани сломались в грязной луже. Не в силах вытащить их, он решил сходить в село за помощью. Быков с дровами он оставил в том месте и взмолился: "Уастырджи, поручаю своих быков твоему покровительству!" Когда бедняк скрылся, Уастырджи превратил сани в совершенно новые, а быков запряг в них и отпустил. Бедняк, возвращаясь с чужими быками, видит, что свои быки идут навстречу и везут дрова, сложенные на новых санях. Бедняк, конечно, очень обрадовался. Уастырджи отправился дальше и видит: в праздничный день у другого бедняка ребенок тяжело заболел и находится при смерти. Был день святого Уастырджи, и бедняк мучился: оставить ли жертвенное животное для тризны или для праздника. Тогда Уастырджи явился к нему в образе старика и поприветствовал его.
|
|
|
|
|
|
|
Для того чтобы то или иное явление нашло отражение в языке, недостаточно, чтобы оно было воспринято, необходимо, чтобы оно было осознано, необходимо, чтобы оно было тем или иным способом приобщено к системе хозяйственного и социального опыта коллектива. Допустим, что в сферу осознания коллектива вошло какое-нибудь новое явление или отношение. Оно требует выражения в языке. Как удовлетворяется языком эта потребность? Путем изобретения какого-нибудь совершенно нового слова, формы или оборота? Ни в коем случае. Элементы изобретательства почти совершенно в языке отсутствуют. Для выражения нового явления или отношения используется старый речевой материал, тем или иным способом скомбинированный, измененный, приспособленный. Именно в силу различий в мышлении, мировоззрении мы видим часто, что одно и то же, по своей объективной сущности, явление или отношение может выражаться в различных средах совершенно различными способами. Различие заключено, разумеется, не в ощущении, а в осознании. По свойствам нашего сознания, отражающим свойства самой действительности, никакое новое явление или отношение, будучи нами, воспринято в опыте, не остается изолированным, отделенным стеной от всего предшествующего опыта. Независимо от нашего желания, в осознании и наречении нами вещей, явлений и отношений выявляется наше общественно детерминированное мышление, мировоззрение, идеология.
|
|
|
|
|
|
|
Первые упоминания скифов на страницах истории относятся лишь к VII столетию до н.э. Тогда это был уже многочисленный и сильный народ, наводивший ужас на соседей. Одно это говорит о том, что к тому моменту скифские племена прошли немалый путь исторического развития. Кроме же того, жили скифы в ту пору уже существенно западнее древнеиранской прародины, вторгаясь в земли Ближнего Востока через Северный Кавказ. Античные историки были уверены, что скифы гораздо древнее первых достоверных сведений о них. Первый подробно писавший о них автор - греческий «отец истории» Геродот - относил, как увидим далее, начало скифской истории к XVI в. до н.э. Это не мешало ему считать скифов народом самым молодым на земле - в сравнении с многими десятками веков истории Египта или Вавилона. Римский же историк Помпей Трог, напротив, считал скифов народом из древнейших - и отодвигал их прошлое едва ли не в III тысячелетие до н.э. Естественно, к выкладкам античных историописателей относиться надо с большой долей осторожности. Особенно если они меряют время тысячами лет, не называя точных сроков. Однако в случае с началами скифской истории некий ориентир для расчётов у греков и римлян имелся. И являлись этим ориентиром собственные скифские предания.
|
|
|
|
|
|
|
Немало способствовали благополучию скифов развивавшиеся связи с греками. Если на востоке Крыма отношения оставались в основном натянутыми и греческие города объединялись для противостояния кочевникам, то в других областях завязалась взаимовыгодная торговля. Основными её центрами являлись Ольвия и почти слившийся с нею город-торг Борисфен на острове Березань. Оба уже в конце VII в. до н.э. оживлённо торговали с земледельческой лесостепью. Развитие торговых связей влекло за собой связи культурные и религиозные. Общавшаяся с греками кочевая знать постепенно проникалась интересом к почти неведомой прежде культуре, высокой, но столь отличной от строгих форм Передней Азии. Однако восприятие чужеземных обычаев встречало, естественно, и сопротивление в скифском обществе. Паралаты сталкивались с эллинами ещё в Малой Азии и на Северном Кавказе. Одной из жён скифского царя Гнура в конце VII в. до н.э., то есть в период пребывания в Передней Азии, стала некая гречанка. От неё у царя был сын Анахарсис. Престол Гнура после смерти унаследовал другой (видимо, младший) сын, Сальвий.
|
|
|
|
|
|
|
Долгое время первым достоверно известным царём Крымский Скифии считался правивший в третьей четверти II в. до н.э. Скилур, о котором сохранилось немало свидетельств. О его предшественниках было известно лишь то, что получил он власть по наследству от отца. Однако недавно при раскопках в Неаполе были обнаружены остатки сооружённого Скилуром около 130 г. до н.э. мавзолея в честь Аргота. Расположен мавзолей в дворцовом комплексе. Скилур в выспренней, воспевающей больше самого строителя эпитафии провозглашает умершего («близкого сородича») образцом для подражания. Всё это с высокой вероятностью указывает нам, что Аргот был предшественником Скилура и его отцом, тем самым, от которого он унаследовал власть. События правления Аргота по отдельным надписям и сведениям античных писателей поддаются воссозданию. Вступив на престол после гибели своего отца от рук Амаги, Аргот оказался в крайне сложной ситуации. С одной стороны, загнанным в крымские горы скифам требовалось жизненное пространство. С другой - Скифское царство оказалось в почти полной международной изоляции, затиснутое между враждебными Херсонесом и сарматами. Аргот не мог позволить себе исполнить требования последних и оставить Херсонес в покое. А это осложняло положение ещё больше. К началу 170-х гг. скифы вновь беспокоили Херсонес.
|
|
|
|
|
|
|
Конец III и II тысячелетие до н.э. были бурной эпохой в истории Евразии. По размаху и значению происходившие тогда, в бронзовом веке, события едва ли имели подобия в истории как предшествующих, так и последующих веков. Именно в это время вслед за Египтом и Двуречьем рождаются и растут другие древние цивилизации - сначала Востока, затем уже и Европы. Строятся государства, развивается письменная культура, всё большее число народов расстаётся с первобытной племенной жизнью. Но не только в этом мир меняется. Именно тогда, после многочисленных переселений, в основном сложились существующие поныне границы народов и языков. Происходившие позднее их изменения при всей своей значимости меняли картину гораздо в меньшей степени. Греческая колонизация и римские завоевания, расселения германцев затрагивали преимущественно Европу и Средиземноморье. Масштабные движения тюрков и арабов в Средние века во многом поменяли карту Азии и европейских степей. Но, ни одно из этих событий не перекроило карту всего ведомого мира так, как передвижения племен на заре цивилизации. Ничего подобного не происходило, наверное, до тех пор, пока западные европейцы не колонизовали Америку, а русские не заселили Сибирь - уже в начале нового времени. Но это было уже организованное движение народов цивилизованных. Тогда как бронзовый век видел перемещения многолюдных «варварских» масс, сменявших друг друга на просторах ещё не вполне обжитого материка.
|
|
|
|
|
|
|
Календарь |
|
|
|
« Апрель 2024 » |
---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
|
|
|
|
|