.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Перемены в древней скифии
Перемены в древней скифииНесколько довольно туманных замечаний, единственных дошедших до нас письменных сведений об истории скифов после Геродота, относятся к V и IV векам до н.э., когда стали происходить значительные изменения в расселении племен. Савроматы низовьев Волги отошли не только на юг, но и, даже в большей степени, на восток. Присутствие сарматов к западу от Дона, на территории, которая до этого была скифской, отмечено в 338 г. у Псевдо-Скилакса, который называет их «сирматами». Возможно, они появились там еще раньше, как предполагает Псевдо-Гиппократ. По его мнению, сарматы (савроматы) переправились через Дон и появились в Скифии в конце V или в начале IV века до н.э. Типичное сарматское захоронение было найдено в низовьях Днепра.
Продвижение сарматов в глубь скифской территории имело далеко идущие последствия. Очевидно, под влиянием сарматов ранняя скифская культура VI-V веков до н.э. сменилась на позднюю скифскую культуру IV - начала II века до н.э. Многие исследователи подчеркивали значительные различия между этими двумя этапами развития скифской культуры. На более позднем этапе появляются прежде неизвестные западные черты, например погребения в глубоких катакомбах или скелет верблюда в богатом захоронении в Новоселовке, могилы женщин с сарматским вооружением, найденные в низовьях Днепра. Более того, изучение черепного материала из царских курганов позднего скифского периода рядом с Александрополем показывает, что «царские черепа» принадлежат к расовому типу, характерному для савроматов низовьев Волги предшествующего периода, в то время как черепа рабов характерны для скифов Северного Причерноморья. Один череп из царского погребения в Чертомлыке, относящегося к тому же периоду, принадлежит к сибирскому расовому типу.
Автор: Humarty    Просмотров: 6245 | Комментировать | Читать дальше
Народы, встретившиеся Аристею: «Другие скифы»
Народы, встретившиеся Аристею: «Другие скифы»Все объекты «нескифского происхождения», включая те, что находятся в коллекции Петра Великого в Государственном Эрмитаже, датируются временем более ранним, чем середина VI века до н. э. В момент экспедиции Аристея, которая была предпринята не позднее середины VII века до н.э., скифская культура еще не существовала, и народы, упомянутые в этой связи, скорее всего, представляли собой последние этапы срубной культуры в Европе, а также андроновской и карасукской культур в Азии. Мы не располагаем никакими археологическими данными, которые свидетельствовали бы о том, что во второй половине VII и VI веке до н. э. в этой области происходило масштабное переселение племен, предшествовавшее постепенному преобразованию их культур в скифские.
Экспедиция Аристея началась в устье Дона, и он наверняка путешествовал вдоль по Волге через территорию савроматов Геродота по хорошо известному северокавказскому торговому пути. Покинув его, он сначала попал в страну будинов, а затем - тиссагетов, вероятно в среднем течении Волги. Потом он, по-видимому, пересек Уральские горы по долине одного из притоков Камы.
Автор: Humarty    Просмотров: 8264 | Комментировать | Читать дальше
Религиозно-мифологические модели у скифов и осетин
Религиозный пантеон скифов, описанный в Истории Геродота привлекал внимание многих исследователей.
В. И. Абаев обратил внимание на число почитаемых скифами божеств и отметил, что скифский семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом.
Д. С. Раевский осуществил реконструкцию скифской мифологии трехчленной вертикальной модели пространства, объединяющей триаду богов: «Папай - Таргитай - Апи», которая дублируется на более низком уровне - в рамках зримого, телесного мира - триадой сыновей Таргитая. Напомним текст Геродота.
4.59. Что же касается скифских обычаев, то они таковы. Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего - Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них - Аполлона и Афродиту небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по-моему, совершенно правильно) - Папай, Гея-Апи, Аполлон - Гойтосир, Афродита Небесная - Аргимпаса, Посейдон - Фагимассад. У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса.
Автор: Humarty    Просмотров: 7332 | Комментировать | Читать дальше
Келермесское зеркало или скифский календарь
Келермесское зеркало или скифский календарьОдним из выдающихся памятников искусства, ярко характеризующих культуру скифского общества, является Келермесское зеркало. Раскопанное в 1904 г. Д. Г. Шульцем, оно представляет собой массивный литой серебряный диск диаметром 0,17 м.
Наиболее полное описание зеркала принадлежит М. И. Максимовой, по мнению которой оно могло быть изготовлено в 80-х - 70-х гг. VI в. до н.э. в Закавказье, где в VII и еще начале VI в. до н.э. существовало Скифское царство. Большой интерес представляет сложная многофигурная композиция на обратной стороне зеркала.
Электровый лист, покрывающий обратную сторону зеркала, не является цельным, а состоит из восьми продолговатых треугольных пластин, уложенных вершинами к центру диска. После наложения пластин на диск края их были соединены с друг с другом при помощи узких, припаянных к концам пластин полосок, покрывающих швы. Изображения нанесены на электровые треугольники при помощи пунсонов, по которым мастер ударял молотком.
По мнению М. И. Максимовой, причиной, которая заставила покрыть обратную сторону диска не одним сплошным листом, а кропотливо составленными пластинами, было то, что мастер получил уже в готовом виде отлитый диск с ручкой. Наличием ручки обусловлена и некоторая асимметрия центральной розетки.
Автор: Humarty    Просмотров: 14280 | Комментировать | Читать дальше
Взаимодействие Номадов и Аборигенов
Взаимодействие Номадов и АборигеновСудя по достаточно ограниченному числу памятников черногоровского и новочеркасского типов на Северном Кавказе, кочевое население предскифского периода (IX-1-й пол. VIII вв. до н.э.) было немногочисленным. В погребениях протомеотского населения появляется обряд вытянутого на спине трупоположения и южная ориентировка покойного. Такая смена обряда была характерна и для степной зоны. Преимущественно на спине начинают хоронить мужчин, прежде всего, представителей, более высокого ранга - всадников, а затем пеших воинов. Появление нового обряда вполне закономерно отражает влияние кочевников, которые, судя по данным антропологии, непосредственно проникают в местную кавказскую среду. В памятниках протомеотского населения начинает фиксироваться обряд погребения с хозяином шкуры коня, набитой соломой или травой, с головой и конечностями, головы коня с бронзовой сбруей или только сбруи. В VII в. до н.э. данный обряд затухает, что связывают с прекращением киммерийских походов и ассимиляцией киммерийцев местным населением.
Автор: Humarty    Просмотров: 4605 | Комментировать | Читать дальше
Киммерийцы и скифы Северного Кавказа по данным археологии
Киммерийцы и скифы Северного Кавказа по данным археологииВыделение киммерийской археологической культуры на Северном Кавказе, как отличной от собственно скифской, сталкивается со многими трудностями. Попытки определения присутствия киммерийцев на Северном Кавказе основываются, в первую очередь, на фиксации инноваций в памятниках автохтонного населения за счет различного рода контактов и прямой инфильтрации в их среду кочевников. По мнению некоторых исследователей, с киммерийцами следует связать черногоровские или новочеркасские памятники, появление оленных камней, широкое распространение всадничества, культа коня, отдельных компонентов материальной культуры, переднеазиагский импорт, появление кладов с деталями упряжи колесниц и погребений колесничих.
Погребения черногоровского типа не встречаются восточнее излучины Терека. На Северном Кавказе известно лишь около десятка таких погребений. В Закавказье известно только два примера находки новочеркасской предметики. Черногоровские же материалы полностью отсутствуют. За интенсификацией связей между Колхидой (мегрельский и, особенно, бзыбский варианты) и западным вариантом кобанской культуры в кон. VIII-нач. VII вв. до н.э. некоторые исследователи предположительно усматривают последствия киммерийских походов. Картографирование ряда находок (в первую очередь, «пекторалей») рассматривается как указание на основные маршруты через перевалы Клухорский, Донгуз-Орунбаши, Гебийӕфцӕг, Гуырдзиӕфцӕг. Использование этих маршрутов осуществлялось и в последующие времена. Другие исследователи категорически отрицают факт присутствия киммерийцев в Центральном Предкавказье, как и в других районах, в которых представлены находки черногоровского и новочеркасского типов.
Автор: Humarty    Просмотров: 16968 | Комментировать | Читать дальше
Происхождение скифской культуры
Происхождение скифской культурыИсследователи, исходя из сообщения Геродота об изгнании киммерийцев скифами из Северного Причерноморья, считали логичным отражением тех исторических событий изменения в археологической картине. Соответственно вопросы идентификации исторических киммерийцев и скифов с определенной археологической культурой были включены в общую проблематику заключительного периода бронзового века степей Евразии. В ходе своих поисков ученые связывали с киммерийцами или скифами кобанскую, протомеотскую, срубную, катакомбную, сабатиновскую, белозерскую культуры и т.д. Особое внимание уделялось миграциям, контактам и влиянию катакомбного, срубного, сабатиновского и белозерского населения на местное северокавказское, переживанию позднесрубных традиций, становлению кочевого хозяйства и появлению всадничества как инноваций, принесенных с востока. Однако указанные гипотезы на сегодняшний день в своем большинстве либо не нашли научного подтверждения, либо не получили общего признания у специалистов. Дискуссия по вопросам генезиса киммерийской и скифской археологических культур остается достаточно острой. Важное место в ней, например, занимают вопросы соответствующей атрибуции черногоровско-камышевахских и новочеркасских групп памятников.
Автор: Humarty    Просмотров: 10129 | Комментировать | Читать дальше
Сведения письменных источников о киммерийцах и скифах
Сведения письменных источников о киммерийцах и скифахПисьменные источники донесли до нас противоречивые сведения о местах первоначального обитания киммерийцев. Древние авторы помещали их в Северном или Северо-Западном Причерноморье, на Крымском полуострове, возле Азовского моря, в Италии и возле нее. Там же они неоднократно отмечали различные киммерийские топонимические названия. Достаточно рано образ киммерийцев был включен греками в мифологическую картину мира. В результате киммерийцы стали ассоциироваться с далеким северным народом, живущим в неосвещаемых солнцем местах, под землей или у входа в царство мертвых. В их землях стояли вечные туманы, нескончаемые или очень долгие ночи. Многие современные исследователи, исходя из анализа указанных и некоторых других сведений, не только отрицают, например, достоверность античной традиции об изначальной связи киммерийцев с северопричерноморским регионом, но даже полагали, что киммерийцы действительно являлись лишь мифологическим образом.
Автор: Humarty    Просмотров: 15872 | Комментировать | Читать дальше
Проблема скифско-осетинских параллелей история и перспективы
Проблема скифско-осетинских параллелей история и перспективыВ начале XIX в. Я.Потоцким было впервые высказано мнение о принадлежности осетин к кругу ираноязычных народов и их генетической связи с аланами. Блестящая догадка этого ученого получила дальнейшее развитие в трудах Ю.Кпапротаи Мюлленгофа, однако лишь В.Ф.Миллеру удалось возвести надежный мост через хронологическую пропасть в две тысячи лет между осетинами и их далекими предками, доказав, что осетины являются потомками скифо-сарматских племен, что предок осетинского языка уже существовал на Кавказе по меньшей мере за тысячелетия до Р.Х. Путь к научной истине был проложен памятной запиской В.Ф.Миллера «Черты старины в сказаниях и быте осетин». Она пробивала себе дорогу среди множества гипотез, начисто отвергавших какие-либо связи скифов с ираноязычным миром.
Настоящую революцию в скифологии произвели археологические исследования скифских памятников, начавшиеся с раскопок кургана Куль-Оба в 1830 г. Благодаря трудам М.М.Ростовцева, С.А.Желебева, Б.Н.Гракова, А.А.Смирнова наука получила в свое распоряжение огромное количество материальных свидетельств скифской истории и культуры. Неоценимое значение археологических исследований в деле решения кардинальной проблемы научного осетиноведения - этногенеза - со всей убедительностью прозвучал 5 в докладе Б.В.Техова на пленарном заседании, в котором как бы подводится итог длительных археологических изысканий на Кавказе, в особенности в его центральной части.
Автор: Humarty    Просмотров: 8620 | Комментировать | Читать дальше
Ранние cкифы в свете письменной традиции и археологических данных
Ранние cкифы в свете письменной традиции и археологических данныхСкифы принадлежат к тем народам древности, относительно истории которых ввиду отсутствия у них собственной письменности мы располагаем лишь отрывочными данными греко-римских авторов и еще более фрагментарными сообщениями восточных текстов. Черпаемые из этих источников сведения сами по себе недостаточны для воссоздания скифской истории в сколько-нибудь целостном виде, что и обусловило активное привлечение к этому процессу археологических материалов, призванных поверить, уточнить и дополнить письменные свидетельства. Такой комплексный подход, широко практикуемый специалистами по истории самых разных древних народов, обеспечивает, как правило, достижение важных результатов, но многие вопросы оставляет все же нерешенными, а порой создает и новые трудности, обнажая существенные неясности или противоречия в источниках и демонстрируя сложность процедуры согласования между собой разноприродных источников. Применительно к скифской проблематике такая ситуация особенно отчетливо проявляется при изучении вопросов происхождения и ранней истории скифов, на которых мы и сосредоточим внимание в этой статье.
Автор: Humarty    Просмотров: 12753 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама