.
Меню
Главная
Археология
Этнология
Филология
Культура
Музыка
История
   Скифы
   Сарматы
   Аланы
Обычаи и традиции
Прочее

Дополнительно
Регистрация
Добавить новость
Непрочитанное
Статистика
Обратная связь
О проекте
Друзья сайта

Вход


Счетчики
Rambler's Top100
Реклама


Дореволюционная историография алан
Дореволюционная историография аланРезкое отличие осетинского языка от языков других народов Северного Кавказа породило на первых парах самые различные теории происхождения носителей этого языка. Гюльденштедт, например, путешествовавший по Кавказу в 1770 и 1773 годах, придерживался точки зрения о половецком происхождении осетин. Основываясь на сходстве некоторых осетинских имен с половецкими, он считал осетин остатками половцев, бежавших, якобы, после поражения в войне с русскими в 1110 году на Дону в горы Кавказа. Это мнение не имело под собой никакого научного обоснования и, естественно, не получило дальнейшего развития.
Гакстгаузен, не отрицая идентичности алан и осетин, в те же время утверждал, что осетины происходят от готских и других германских племен, разбитых гуннами и укрывшихся в горах Кавказа. По его мнению, готы, укрывшиеся в горах Кавказа, подчинили себе «первоначальных кавказских жителей, осетинов и аланов», заимствовали их язык и образовали вместе с ними новый народ.
Теория германского происхождения осетин, выдвинутая Гакстгаузеном, базировалась на сходстве некоторых осетинских слов с немецкими, что объясняется принадлежностью обоих языков к индоевропейским, а также на сходстве ряда предметов домашнего обихода и некоторых осетинских обычаев с древнегерманскими. Эти факторы, не являющиеся этническими показателями, не могли, конечно, служить доказательством германского происхождения осетин. Однако рецидивы этой теории проявлялись и в более позднее время, например у К. Гана и ряда фашистских историков.
Автор: Humarty    Просмотров: 8819 | Комментировать | Читать дальше
Зеркало в свадебной обрядности осетин
Верования древних народов, связанные с зеркалом, отличаются полисемантичостью. Использование зеркала в свадебной обрядности засвидетельствовано у разных народов, в том числе у индоиранцев.
Д. С. Раевский рассмотрел ряд иконографических скифских текстов, на которых изображалась женщина с зеркалом в руке, и пришел к выводу, что зеркало было одним из атрибутов скифского царского свадебного обряда.
Зеркало использовалось в брачной обрядности индийцев, иранцев, таджиков и других народов для скрепления союза между невестой и женихом. В Осетии еще в XX в. зеркало являлось важным ритуальным предметом на свадьбе.
Автор: Humarty    Просмотров: 11854 | Комментировать | Читать дальше
Достоинство, благородство и общественный статус индивида
Благородство и достоинство являются основополагающими понятиями средневековой морали. Особенную актуальность они приобретают на начальном этапе формирования феодальной иерархии, когда высшее сословие наряду с экономическими преимуществами утверждает представления о своем нравственном превосходстве. Другой важнейший период - это разложение феодальных отношений, когда «третье сословие» провозглашало независимость благородства и достоинства индивида от происхождения.
Уникальность ситуации, сложившейся в Осетии в XIX в. заключается в том, что уровень социально-экономического развития осетинских обществ был неодинаков, а посему в них существовали различные представления об этих социально-этических категориях. С другой стороны, в результате влияния России и вовлечения этого небольшого по территории и численности этноса в ее политическую и экономическую орбиту, Осетия от дофеодальных и раннефеодальных отношений переходила к капиталистическим, что не могло не оказать заметного влияния на психологию осетин.
Автор: Humarty    Просмотров: 11735 | Комментировать | Читать дальше
Генеалогические представления осетин
Важнейшим аспектом общественного сознания осетин XIX века были коллективные представления отдельных обществ о своем происхождении. Исследование данного аспекта позволяет выявить традиционные генеалогические структуры в общественном сознании осетин XIX века и их зависимость от уровня социально-экономического развития.
Основными источниками для реконструкции традиционных генеалогических структур в общественном сознании осетин XIX века являются генеалогические и исторические предания (жанр несказочной фольклорной прозы) и генеалогические схемы, содержащиеся в документальных источниках XIX в., исходивших от осетинских фамилий и отдельных лиц для обоснования своих личных, сословных и поземельных прав.
Автор: Humarty    Просмотров: 11279 | Комментировать | Читать дальше
Институт номылус в общественной структуре феодальной Осетии
Институт номылус в общественной структуре феодальной ОсетииСословная структура осетин в дореформенный период привлекала внимание всех исследователей истории феодальной Осетии. Сложившись в условиях горного хозяйства (земледельческо-скотоводческий комплекс), она отражала специфику развития раннефеодальных отношений в определенных природно-географических условиях. Каждое общество (Алагирское, Куртатинское, Тагаурское и Дигорское) имело свои особенности развития и общественного устройства, поэтому часто одни и те же социальные понятия несли на себе различную семантическую нагрузку. Синхронное исследование генетически общих, т.е. образовавшихся путем переселения из Алагирского - Куртатинского и Тагаурского обществ, является ярким тому примером.
Автор: Humarty    Просмотров: 12051 | Комментировать | Читать дальше
Социальные аспекты эволюции религиозной системы алан
Социальные аспекты эволюции религиозной системы аланЭволюция религиозной системы алан давно уже привлекает внимание специалистов. Эта проблема имеет важное значение в изучении прошлого любого народа. Ведь единой общечеловеческой религии нет и не было. У каждого народа своя религия, свои обряды, своя «вера». Недаром на протяжении многих веков в народном быту вероисповедная принадлежность человека рассматривалась как признак этнической принадлежности. О человеке чужой национальности спрашивали, какой он «веры». В религиозной системе алан, динамически развивавшейся во времени, автора данной статьи интересует ее социальная функция. В принципе, любая религия - социальное явление, одна из форм общественного сознания, одна из форм «идеологических» отношений между людьми. Религия - не столько отношение человека к богу или богам, сколько отношение людей друг к другу - по поводу представлений о боге или богах. Надо согласиться с С.А.Токаревым в том, что и для чисто научного понимания религии и ее истории важнее всего не изучение имен духов и богов, не описание культовых обрядов, даже не догматическое содержание той или иной религиозной системы; нет, важнее всего изучение социальной функции религии.
Автор: Humarty    Просмотров: 11723 | Комментировать | Читать дальше
Присяга по обычному праву осетин
Присяга по обычному праву осетинВ юридической жизни осетин присяга - ард - занимает одно из самых видных мест в ряду тех действий, совокупность которых составляет собственно обычное право осетин. Это, во-первых, потому, что она была единственным целесообразным и простым юридическим институтом, способным, не разжигая страстей народа в его и без того анархической жизни, погашать юридические действия характера уголовного и гражданского; во-вторых, потому, что она приобрела большую популярность в жизни осетин, регулированной обычаем, такую популярность, что в самом сознании народа она долго и долго жила, и теперь не без борьбы уступит юридическую арену действию новых судебных реформ, и, в-третьих, по своей оригинальности, как образчик правовой нормы в сфере юридических понятий и представлений осетин. Вот почему мне кажется, что присяга по обычному праву осетин имеет большой интерес и заслуживает особенного внимания.
Автор: Humarty    Просмотров: 13214 | Комментировать | Читать дальше
Некоторые проблемы исторической этнографии осетин в свете лингвистических данных (к вопросу о семантической интерпретации топонима «Нар» в осетинском языке)
До настоящего времени в осетинской топонимии встречается значительное количество необъяснимых географических названий. Столь же велико в ней, пожалуй, количество труднопереводимых или имеющих несколько противоречивых значений топонимов. К их числу, несомненно, следует отнести название селений Нар (Нарӕ), известных в Туалгоме и Дигории. По подсчетам А.Дз.Цагаевой, только на территории Северной Осетии топонимы с элементами нар и близким к нему мар встречаются более 30 раз. Приведем только некоторые из них: Биснар, Дзыхънар, Нарсара, Нарыкъатӕ, Нары ӕфцӕг, Нары хуссар, Нары / Наридон и др. Аналогичные топонимы зафиксированы также в Южной Осетии и горных районах Грузии, населенных осетинами, - Наруан, Наруаны цӕгат, Цъунар и т.д. Элемент нар присутствует в североосетинских топонимах Наргъ, Наргъ и ком, Къухынаргъ, Ададжы наргь и т.п., причем основу этих названий - наргъ - А.Дз. Цагаева считает необъяснимой.
Автор: Humarty    Просмотров: 11785 | Комментировать | Читать дальше
Посемейные списки осетинских крестьян как этнографический источник
Посемейные списки осетинских крестьян как этнографический источникПореформенная история России и ее окраин богата такими массовыми источниками, как переписи населения, посемейные списки, экономические обследования крестьянских хозяйств. Обычно они используются при изучении проблем экономики, истории, социологии, и гораздо реже - в этнографических исследованиях. Традиционный источник этнографической науки - полевой материал - при всей яркости и эмоциональности, к сожалению, имеет тенденцию к иссяканию и не всегда оказывается достаточно репрезентативным. Основной источниковой базой многих этнографических проблем становятся письменные источники. Новейшие исследования в области источниковедения выделяют как актуальную задачу разработки средств повышения информативности массовых источников, извлечения из них скрытой, структурной информации.
Автор: Humarty    Просмотров: 15278 | Комментировать | Читать дальше
Еще раз о «кавказском» субстрате (к этнической атрибуции кобано-тлийской культуры)
Еще раз о «кавказском» субстрате (к этнической атрибуции кобано-тлийской культуры)Настоящей публикацией мы намерены привлечь внимание исследователей к вопросу о древности истоков арийской культуры на Центральном Кавказе. Мы рассматриваем иконографии особого рода на парадном оружии. Вопрос специфический. Коротко его можно сформулировать так: каково смысловое содержание осетинской символики, орнамента, других знаков и их систем. К сожалению, у нас мало работ семиотического характера, в то время как они имеют значение для этнической идентификации элементов культуры.
От древности нам не досталось письменных источников. Но если исходить из информативности богатейшего изобразительного наследия, накопленного на сегодня археологией и этнографией, можно многое прояснить, если иметь в виду, что традиционная письменность является далеко не единственным способом передачи информации.
Автор: Humarty    Просмотров: 8497 | Комментировать | Читать дальше

Популярное

Поиск

Опрос

Через поисковую систему
По ссылке
По совету знакомых
Через каталог
Другое



Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 

Архив
Сентябрь 2015 (3)
Август 2015 (2)
Июль 2015 (7)
Июнь 2015 (10)
Май 2015 (9)
Апрель 2015 (4)

Реклама